Medialeaks

«Деление пиццы, сумма просмотров в TikTok». Как подружить школьника с логикой и арифметикой?

Родителей, которые полностью довольны качеством школьного образования, прямо скажем, немного. И если в первом классе оценок не ставят и домашку не задают, то уже во втором жизнь всей семьи меняется резко и бесповоротно — в нее приходит математика с цифровыми домашками и ночными бдениями над рабочей тетрадью. Можно ли выбраться из этой ловушки и помочь не только ребенку, но и себе?

Medialeaks собрал вопросы родителей об онлайн-образовании младшеклассников и задал их профессиональному методисту онлайн-школы Учи.Дома Виктории Артеменковой. Виктория участвовала в разработке проекта дополнительной подготовки по математике для учеников 2–4 классов и рассказывает, как не только подружить школьника с цифрами, но еще и развить в нем логику и критическое мышление. 

Есть мнение, что люди уже рождаются с «математическим складом ума», либо его нет. Разве можно ему научить? 

Мы не верим в такие понятия, как «математический склад ума» или «чистый гуманитарий». Вопреки стереотипам, способности к математике не раздаются с рождения. Они развиваются постепенно. И главный ключик к этому развитию — заинтересованность учителя в успехах ученика. 

Наша задача как методистов — не только создать курс, но и подготовить учителей таким образом, чтобы они зажгли огонь в глазах учеников, чтобы математика стала радостью, удовольствием — а она действительно может такой быть. Если нас что-то заставляют делать — результата не будет. Репетиторы совершенствуют подачу предмета так, чтобы он был «зашифрован» в увлекательной истории: иногда ученик даже не осознает, что практикуется в арифметических действиях. Конкретные сюжетные линии — наше ноу-хау, раскрывать его я не могу, но уточню, что дополнительный курс математики в Учи.Дома построен как блокбастер с погружением. 

Кто преподает в онлайн-школе Учи.Дома? Ведь репетитору для 2–4 класса нужно не просто знать предмет, но и говорить с детьми на одном языке, а еще понимать, как работает российская система школьного образования.  

Среди наших преподавателей есть и недавние выпускники вузов, и школьные учителя с многолетним опытом работы. Подбор репетиторов проходит в два этапа. Мы выясняем, соответствует ли кандидат нашим стандартам — они подробно разработаны, так что проверяется соответствие на множество критериев. Конечно, глубокое знание предмета — ключевой навык, но не менее внимательно мы оцениваем другие компетенции: общую грамотность, уровень эмпатии и умение находить общий язык с детьми. Согласно внутренней статистике онлайн-школы, только 25 человек из 100 успешно проходят все этапы отбора и получают предложение о работе.

Чем отличается образование Учи.Дома от школьного в плане подачи материала?


Отличается кардинально! Помимо классических тем школьной программы, в наших курсах есть специальные блоки на логическое и критическое мышление. Кроме того, в началке нет разделения на алгебру и геометрию. Вообще-то у нас его тоже нет, но при этом уроки построены таким образом, что, пройдя алгебраические темы и перейдя на геометрические, ребенок ничего не забудет и сопоставит уже имеющиеся знания с новыми задачами. А еще мы практикуем индивидуальный подход. Учитель все свое время уделяет одному ученику, но при этом этапы урока ученик проходит самостоятельно, в том числе сам ставит себе цели и фиксирует их достижение.

Мы можем поменять программу под конкретного ученика. Недавно специально для ученицы, которой было особенно сложно концентрироваться на материале урока, мы разработали специальные задания для тренировки внимания.

Мы не ругаем за ошибки — это один из основных принципов нашей работы. На уроках царит атмосфера комфорта и доверия. Если в школе ребенок может постесняться признаться, что он чего-то не понял, наедине с учителем-другом он легко попросит объяснить еще раз. 

К сожалению, школьной системе зачастую не хватает гибкости, чтобы подстраиваться под темп и интересы каждого. Очевидно, что когда в классе 30 человек, то они не могут усваивать материал с одинаковой скоростью — кто-то схватывает на лету, кому-то нужно больше времени.

ПОПРОБОВАТЬ

Зачем вообще в начальной школе понимать, как устроена математика? Ведь можно просто делать все по образцу в учебнике, а остальное приложится со временем

Действуя только по инструкции, невозможно разглядеть глубину предмета и возможности, которые он способен открыть. Каждое решение задачи — это маленькое открытие. Детям нравится чувствовать себя исследователями, это отлично поддерживает их мотивацию.

Вдобавок математика не начинается и не заканчивается на школьном учебнике. Изучая математику правильно, ребенок параллельно развивает soft skills — креативность, логику, критическое мышление. И лучший возраст для этого — как раз начальные классы. 

Вообще многие дети интуитивно начинают искать нестандартные пути решений, и помощь наставника может упростить этот процесс. 

Логика сложна даже для взрослых, этот предмет в университете преподают! Разве 8–10-летний ребенок в состоянии ее освоить?

В университете проблемы с «логикой» возникают, если в начальном школьном образовании на этом месте пробел. Мы не нагружаем ученика сложными терминами и неподъемными задачами, мы подводим его к тому, чтобы мыслить иначе. Вы даже представить себе не можете, на что способны ученики 8–10 лет — я не перестаю удивляться! 

Дети свободны от шаблонов и не боятся озвучивать свои идеи. Например, изучая меры длины, мы предлагаем ученикам придумать, чем можно измерить стол. Чего только они не предлагают — пальцы, локти, телефоны, даже кошки. Потом приходит понимание, что пальцы и кошки у всех разные, а значит, и результат измерений получится разный. Так мы подводим ребенка к выводу, что для измерения длины необходимы одинаковые для всех единицы — общепринятые  сантиметры и метры. 

Второкласснику, третьекласснику, четверокласснику хорошо понятно все, что он может прожить на собственном опыте. Поэтому и задачи должны быть максимально приближены к повседневной жизни: оценки в школе, количество просмотров в TikTok, приготовление бургера, деление пиццы. 

Как раннее развитие логики пригодится ребенку в обычной жизни, за пределами занятий математикой? А для чего полезно критическое мышление?

Если бы не математика, то мы бы и несколько дней не просуществовали в нашем мире. Все завязано на этой науке. Даже когда мы готовим себе завтрак по рецепту — это уже математика. Развивая логику, ученик учится строить и анализировать маршруты и планы, с креативом подходит к любому вопросу, будь то организация дня рождения или распределение подаренных на этот день рождения финансов. 

А без развитого критического мышления в наше перегруженное информацией время человеку тоже приходится нелегко. Умение анализировать и делать выводы необходимо как в учебе или работе, так и в простых бытовых ситуациях вроде выбора товара или тарифа на мобильную связь. Фундамент для критического мышления закладывается именно на уроках математики: здесь мы учимся видеть логику действий и выстраивать их эффективную последовательность.

Расскажите подробней, как устроено обучение на вашей онлайн-платформе. Есть ли пробные уроки? 

Перед началом обучения все ученики проходят бесплатный вводный урок. Это необходимо, чтобы родитель и ребенок протестировали нашу методику, увидели ее в действии. На пробном занятии мы знакомимся и определяем уровень знаний ученика, чтобы подобрать для него оптимальный план обучения. 

Уроки в Учи.Дома проходят индивидуально с репетитором в удобное для ребенка время. Интенсивность и расписание занятий каждый определяет сам, но для достижения хороших результатов мы рекомендуем заниматься не менее двух раз в неделю. Если меняются планы, переносить занятия можно прямо из личного кабинета.

В личном кабинете у ученика есть доступ ко всем материалам курса. Домашние задания выполняются также на платформе и сразу автоматически проверяются. Каждый восьмой урок в Учи.Дома — открытый. Мы приглашаем родителей оценить прогресс ребенка и даем подробную обратную связь о том, как он справляется с обучением. 

Как понять, что с репетитором есть контакт и программа успешно освоена?

Для каждого ученика у нас предусмотрена подробная и понятная статистика успеваемости. Мы всегда отмечаем, каким ученик пришел к нам и каких успехов он достиг по завершении курса. И мы это делаем не только в начале и в конце, но и на промежуточных этапах. Каждый восьмой урок проводится тестирование, куда мы приглашаем родителей. После него учитель дает обратную связь родителю о том, что мы узнали, чему мы научились, в каком темпе работали и чего достигли за эти восемь уроков. И задания в тестировании построены таким образом, что «покрывают» не только школьные темы, но и успехи ученика в решении нестандартных задач, требующих применения как раз навыков логического и критического мышления. 

Можете, пожалуйста, дать 3 совета, которыми можно руководствоваться родителям при выборе онлайн-школы для младшеклассников? 

Во-первых, оцените методику и принципы работы школы. Онлайн-обучение требует высокой концентрации, и если ребенку будет не интересно, то все усилия окажутся бесполезными. Идеально — если школа не просто вкладывает в ученика готовую информацию, а учит его находить ответы самостоятельно.

Во-вторых, выбирайте школы, где с ребенком работает педагог. Ученикам младших классов в силу возраста необходим наставник, который может вдохновить на учебу и привить интерес к предмету.

В-третьих, пройдите бесплатный вводный урок. Обычно после него бывает понятно, подходит ли ребенку школа, методика и преподаватель

По промокоду MEDIALEAKS20 до 1 июня 2021 года можно получить скидку 20 % на курс по математике на платформе Учи.Дома. 

УЧИТЬСЯ