«Если ваш ребёнок не геймер, вам повезло». «Первый канал» осветил критику Call of Duty, но сам попал под опалу

Журналисты «Первого канала» рассказали о русофобии в Call of Duty: Modern Warfare, но так, что сами попали под опалу. Из репортажа зрители узнали, что родителям, чьи дети не любят видеоигры, повезло, и пользователей соцсетей такие формулировки не устраивают. Не обошлось в сюжете и без намёков на зомбирование молодёжи.

В Call of Duty: Modern Warfare, вышедшей 25 октября, действие происходит в вымышленной стране Урзыкстан, чьим прообразом могла стать Сирия, рассказывает Русская служба Би-би-си. Игроку предлагается сыграть за местных повстанцев, чьими союзниками выступает спецназ Великобритании и США. Противники же — солдаты в российской военной форме, которые якобы вторглись на территорию государства, и террористическая организация «Аль-Катала».

Российская армия неоднократно становилась противниками главных героев в Call of Duty, но в Modern Warfare разработчики перегнули палку, сочли геймеры. Ведь соотечественники в ней действуют неоправданно жестоко по отношению к героям: пытки и убийства они зачастую применяют к мирным жителям, не представляющим угрозы.

Помимо этого, обсуждения вызвало упоминание военной операции на так называемом «Шоссе смерти», писала «Игромания». В игре одна из главных героинь рассказывает о конфликте, где, по её словам, агрессорами выступили российские военные, убившие невинных людей. При этом в реальном мире существуют два шоссе с аналогичным неофициальным названием. В 1991 году на дорогах понесла большие потери иракская армия (по неофициальной информации, среди военных были женщины и дети). И всё бы ничего, но атаковала их не российская, а западная авиация, утверждают журналисты Би-би-си.

Разработчики — компания Activision — попытались сгладить углы в релизе. Так, ещё до выхода игры СМИ возмутил тот факт, что в Call of Duty противоречивая сирийская организация «Белые каски» выставляется положительными персонажами. В русской версии в итоге их головные уборы стали зелёными. Помимо того, из Modern Warfare для отечественных геймеров была убрана формулировка «российские солдаты» — теперь их называют «людьми Баркова» (отрицательный персонаж в военной форме РФ в игре).

Но заверения создателей, что они старались сделать игру «серой» и не выставлять какую-либо из сторон положительными персонажами, не помогли. Особенности игры привели к тому, что после релиза геймеры, особенно жители РФ, начали массово занижать рейтинг Modern Warfare на сайте Metacritic (агрегатор отзывов на фильмы, музыку, игры). При этом среди недовольных есть и англоязычные игроки.

Неудивительно, что обсуждения осветили многие российские СМИ, в том числе «Первый канал». 29 октября он выпустил репортаж под названием «Геймеры массово ставят «двойки» за русофобию в сюжете новой игры». Вот только журналисты так рассказали о конфликте, что сами стали объектами критики. И недовольных можно понять. В начале сюжета ведущий программы «Время» Кирилл Клеймёнов негативно высказался о любителях видеоигр:

Геймеры — это миллионы, десятки миллионов, главным образом тинейджеров по всему миру, которые играют в компьютерные игры. Это огромная многомиллиардная индустрия, и если ваш ребёнок — не геймер, вам, на мой взгляд, сильно повезло. Но даже если нет, вам полезно будет узнать следующее.

В репортаже говорится, что в Call of Duty есть момент, когда российские военные совершают удар по невинным людям на «Шоссе смерти». Но упс: самой сцены в игре нет, она лишь описана героиней.

Герой этой части оказывается на так называемом «Шоссе смерти» в охваченной хаосом условной стране Урзыкстан, в которой угадывается современная Сирия. По этой дороге движутся машины с людьми. Между ними — беженцы. Всё гудит, спотыкается. Короче — хаос. И тут налетают ужасные русские. Всё бомбят, жгут, уничтожают.

Клеймёнов предположил, что для молодёжи игра убедительнее и занятнее, нежели учебник истории. Ведущий намекнул, что разработчики намеренно промывают игрокам мозги: «На это, видимо, и расчёт». Такого же мнения политолог Марат Баширов, прокомментировавший русофобию для «Первого». Завершается сюжет словами корреспондента канала Тимура Сиразиева, сетующего на то, что молодые люди из-за чрезмерного увлечения видеоиграми могут воспринимать сюжеты стрелялок, как реальность.

Сейчас важнейшим из искусств является — нет, не кино! — а именно компьютерные игры. Подростки сидят перед мониторами днями и ночами. И для них всё, что происходит там, — не игра, а реальность. Да, виртуальная, но от неё до настоящей реальности — всего лишь один шаг.

Полностью посмотреть репортаж можно ниже на странице.

Сказать, что пользователи соцсетей встретили сюжет прохладно — это ничего не сказать. Люди недовольны неточностями в сюжете и злы из-за критики геймеров.

«Первому каналу» нередко достаётся от обитателей соцсетей. Например, в ноябре люди возмутились репортажем о неграмотных студентах журфака. Ведь учащиеся сообщили, что сотрудники канала исказили факты.

«Первый» не жалует геймеров, а вот «РИА Новости» не в восторге от анимешников. В сентябре 2018 года издание рассказало, как такие сериалы влияют на подростков, но людей эпичные истории о вреде аниме лишь рассмешили.