Активисты провели акцию против задирания юбок. Кто такие апскёртеры и почему они ближе, чем вы думаете

Даниил Александров Даниил Александров

В социальных сетях активно обсуждают видеоманифест против апскёртинга, снятый активистами в Петербурге. Цель акции — обратить внимание общества на мужчин, которые подглядывают девушкам под юбки и снимают их на видео либо задирают им юбки в публичных местах. Ролик вызвал неоднозначную реакцию, поскольку для привлечения внимания героиня показывала нижнее бельё в петербургском метро. Medialeaks выяснил, что такое апскёртинг, насколько он распространён и кто им занимается.

Ролик под названием «Что у меня под юбкой?» сняла студентка Санкт-Петербургского государственного университета Анна Довгалюк вместе со своими коллегами. Свою работу она назвала видеоманифестом и во вступительной речи объяснила, что хочет с его помощью обратить внимание на популярную практику — подглядывание девушкам под юбки. Она называет его «апскёртинг» (upskirting).

В ролике актриса стоит на разных станциях метро в Петербурге и поднимает платье, показывая нижнее бельё. В это время мимо проходят десятки пассажиров, почти никто из которых никак на это не реагуирет. В титрах, которые сопровождают действие, объясняется, в чём проблема. Ролик начинается с посвящения:

Это видео посвящается всем любителям подсматривать под юбки. От имени всех девушек, которые стали вашими жертвами. Нате, смотрите! И к нам не приближайтесь.

Анна Довгалюк выступает с небольшой речью:

Я хочу привлечь максимум внимания к серьёзной проблеме, о которой в нашем обществе принято умалчивать. Я полагаю, что в современном мире её уже должны активно обсуждать. У меня нет полномочий, чтобы принять закон, способный полностью решить её. Но я в силах обратить ваше внимание на эту проблему, которая является элементом ещё более масштабного и позорного явления — неуважения к женщине. Снять видео мне помогли друзья, разделяющие мои взгляды. Мы уверены, что форма и идея, которую мы выбрали, позволят донести нашу мысль до максимального количества зрителей.

По мнению авторов ролика, в Петебурге в 2017 году зафиксировано 305 жалоб на апскёртинг. Само это действие они считают «актом насильственного вуайеризма», «вторжением в сокровенное» и «неуважением к женщине». В титрах также говорится, что женщины получают психологическую травму, когда осознают, что стали жертвой подобных действий.

Акция у некоторых вызвала скептическое отношение именно из-за своей формы: физически привлекательная актриса поднимает юбку, чтобы привлечь внимание к насильникам, которые поднимают юбки.

Апскёртинг, который в интернете чаще называют «апскирт», стал массовым явлением с распространением смартфонов. Чаще всего мужчины подстерегают женщин в общественном транспорте или в местах скопления людей и держат телефоны так, чтобы снять на камеру нижнее бельё. Иногда они быстро поднимают юбку жертвы. Десятки тысяч подобных роликов можно найти в социальных сетях.

В ВК есть сотни групп, в каждой из которых состоит от 30 тысяч до 30 подписчиков, где выкладываются подобные фотографии и видео. Контент делится на три типа: подглядывание в транспорте с помощью мобильного телефона, попытки приблизиться и задрать юбку и постановочные видео с актрисами, которые изображают изумление, гнев или даже благосклонное отношение к подглядывающему.

Такие группы несложно найти поиском по словам «апскирт», «засвет», «спалилась» и «подсмотр». В тех же группах обитают любители «фроттажа» — те, кто прижимается к женщинам в транспорте, трогает их и испытывает при этом возбуждение. Здесь же выкладывают фотографии и видео, на которых у женщин случайно обнажаются ягодицы или грудь, а также постановочную порнографию, видео с преследованием женщин.

Чаще всего в пабликах есть ссылка на лендинговый сайт, который агрегирует видео с апскиртом или фроттажем. На этих сайтах выложены десятки тысяч разных роликов, снятых как в России, так и в других странах.

Крупнейший паблик с таким контентом насчитывает больше 134 тысяч подписчиков, и среди них редактор Medialeaks даже обнаружил одного своего френда. Этот паблик легально рекламируется в популярных сообществах, он не блокируется флажком «безопасный контент».

Более того, внутри помимо порнографических фото и видео, сцен апскирта и фроттажа можно увидеть рекламу вполне респектабельных учреждений. Например, «Альфа-Банка».

В обсуждениях на сайтах и в пабликах ВК участвуют сотни пользователей, которые «делятся опытом» того, что они называют охотой. Многие убеждены, что девушкам может нравиться вуайеризм и домогательства со стороны мужчин. В группах можно найти много таких комментариев.

В прошлом году журналистка Анастасия Мельниченко начала в украинском сегменте фейсбука флешмоб «Я не боюсь сказать» против насилия над женщинами. Под специальным хэштегом пользовательницы рассказывали истории пережитых изнасилований и сексуальных домогательств, одни мужчины поддерживали их, другие считали, что флешмоб высосали из пальца.

В октябре 2017 года, после громкого скандала вокруг голливудского продюсера Харви Вайнштейна, актриса Алисса Милано повторила этот опыт в англоязычных сетях. Флешмоб #MeToo («Я тоже»), в рамках которого люди делились историями о сексуальном насилии или домогательствах, вышел в топ трендов в США и Великобритании и принял пугающие масштабы.