Почему важно научиться готовить из объедков. Неудачный заголовок ТАСС подошёл России, хотя и был не о ней

Дмитрий Степин Дмитрий Степин

Статья ТАСС о фестивале еды в Бильбао и способах готовить пищу вкуснее и экологичнее неожиданно привела к многочисленным шуткам в соцсетях про пенсионную реформу и прочие российские реалии. Информационному агентству пришлось менять заголовок, из-за которого всё и началось. Но и это не слишком помогло.

Материал гастрономического обозревателя Елены Чекаловой в ТАСС вызвал явно не ту реакцию в соцсетях, на которую была рассчитана эта публикация об экологичном питании. Статья рассказывает о ведущих мировых поварах, которые на фестивале в Бильбао обсуждали способы приготовить еду из продуктов, раньше считавшихся для этого непригодными. Но читатели обратили внимание в первую очередь на заголовок материала. Изначально он гласил: «Битва за еду: почему важно научиться готовить из объедков».

Заголовок счёл забавным журналист Александр Горохов. Он выложил скриншот статьи у себя в твиттере и пошутил, что так россиян готовят к повышению пенсионного возраста.

Вскоре его шутку заметил ресурс «Двач» и запостил свой вариант в Telegram-канале. Подобным образом крупные ресурсы часто берут без спроса контент у оригинальных авторов — Medialeaks писал о том, как агрегаторы на этом зарабатывают и как авторы пытаются с этим бороться. Но в подаче «Двача» скриншот воспринимался по-другому — как будто он действительно имел отношение к пенсионной реформе в России. Горохов обратил на это внимание и явно был недоволен.

После публикации на «Дваче» шутку быстро стали тиражировать, причём по некоторым постам было трудно понять, понимают ли их авторы, что изначально это писалось не всерьёз. Информация исказилась почти как в противоречивой истории о мальчике из детдома, которого, как утверждали различные СМИ, заменили другим ребёнком перед встречей с футболистами.

Многие пользователи явно не читали саму статью, а из-за заголовка им казалось, что речь действительно идёт об объедках и российской действительности, а не о кулинарных произведениях, которые энтузиасты внедряют в дорогие рестораны. И они начинали всерьёз обсуждать, как тревожно видеть такие материалы.

После такой реакции ТАСС заменил заголовок в статье. Теперь он гораздо больше соответствует её смыслу: «Битва за еду: как спасти мир от экологической катастрофы у себя на кухне». В поисковой выдаче Google заголовок пока остаётся старый, а новый отображается, если зайти в сам материал.

Но и это не избавило ТАСС от нападок. Уже после смены заголовка в Telegram-канале «Дабл Ять» продолжали критиковать его старую версию, всерьёз сопоставляя её с политическими событиями в России.

В конце июня в эпицентре неловких ситуаций дважды оказывался Первый канал. Сначала он разместил на своём сайте фото «самой красивой болельщицы», но быстро убрал, когда выяснилось, что она порноактриса. А через несколько дней ведущий канала Артём Шейнин выругался матом в прямом эфире. Когда его попросили это объяснить, ответил он тоже матом.