Дмитрий Киселёв узнал о существовании вокалоидов. Но его репортаж о Хацунэ Мику вызвал у людей испанский стыд

Маргарита Щигарева Маргарита Щигарева

Дмитрий Киселёв узнал о существовании вокалоидов. Но его репортаж о Хацунэ Мику вызвал испанский стыд у людей

В программе «Вести недели» ведущий Дмитрий Киселёв рассказал, как жители Японии — и особенно мужчины — якобы стали зависимы от виртуальной певицы Мику Хацунэ. Журналист объяснил, как вокалоид связана с нежеланием японцев заводить отношения с реальными женщинами, и не забыл упомянуть споры России и Страны восходящего солнца по поводу Курильских островов. Стоит ли говорить, как отреагировали на репортаж фанаты Мику? (Спойлер: не очень позитивно.)

Vocaloid — выпущенная в 2004 году программа японской компании Yamaha Corporation, синтезирующая пение. Этот софт позволяет пользователям создавать новые хиты на разных языках, задавая мелодию, текст и выбирая голос из базы. Вокалоидами же называют маскотов, соответствующих каждому голосу (последние виртуальным артистам обычно дарят певцы или сэйю, то есть актёры озвучки). Пожалуй, самая известная из этих исполнителей — аниме-подросток Мику Хацунэ, представленная публике в 2007 году и поющая на японском, английском и китайском языках.

Дмитрий Киселёв узнал о существовании вокалоидов. Но его репортаж о Хацунэ Мику вызвал испанский стыд у людей

Именно о Мику и рассказал 26 января в передаче «Вести недели» на канале «Россия 1» Дмитрий Киселёв. «Японцы впали в зависимость от искусственной девочки и других иллюзий» — так называется почти восьмиминутный репортаж. Журналист начал с того, что сообщил о гастролях вокалоида по Европе и подробно описал зрителям виртуальную поп-диву: уточнил, что ей 16 лет, её рост — 158 сантиметров, а вес — 42 килограмма.

Киселёв также объяснил, как именно появилась юная певица.

«Голос Хацунэ Мику — семплерный, за основу взят тембр актрисы, совсем не звёздной, Саки Фудзита. Она озвучивала мультики [Саки Фудзита озвучивала аниме. — Прим. Medialeaks]. А потом уже компьютерная программа — Vocaloid — наградила Хацунэ Мику поразительным диапазоном, богатством интонаций и даже разными языками. Девушку нарисовали и с помощью мощной компьютерной графики выпустили на сцену, часто даже с живым аккомпанементом», — говорится в выпуске «Вестей».

По словам Дмитрия Киселёва, Хацунэ особенно любима у мужского населения страны. Говоря о причинах популярности Мику именно у парней, ведущий привёл определение термина «травоядные мужчины», описывающего молодых жителей Страны восходящего солнца, которые «безразличны к желаниям плоти», «добры, нежны» и, «не будучи связанными мужественностью, не ведут жадных романтических отношений и не имеют склонности причинять боль или вредить другим». Такое обозначение действительно существует в японском языке, а ввёл его ещё в 2006 году колумнист Маки Фукасава.

Дмитрий Киселёв узнал о существовании вокалоидов. Но его репортаж о Хацунэ Мику вызвал испанский стыд у людей

«Травоядные мужчины» — отличительная черта японского общества, заверил ведущий. Неудивительно, что в этой стране, по словам ведущего, так популярны секс-куклы, куклы-компаньоны. И, конечно, Хацунэ Мику.

Отношения с настоящей женщиной, кроме романтики, — всегда вызов, риски, слёзы и обязательства. А тут — прелестная, всегда молодая и никогда не болеющая Хацунэ Мику поёт: «Мини-юбка — и вперёд, в бой, одинокому тебе песенку спою. Я ссориться очень не люблю». А потом ещё и пожалеет: «Сломался мой стержень». И вновь: «Зажги меня, буду светиться как звезда». Ведь всё понимает, и её не интересует его должность, зарплата и машина.

Журналист также упомянул о заработке вокалоида на рекламе и о признании её премьер-министром страны Синдзо Абэ. А затем рассказал о браке, заключённом между аниме-девочкой и жителем Японии, который понял, что отношения с реальными женщинами ему неинтересны. При этом Киселёв уточнил, что Мику «рождает формы зависимости — те, что уводят преимущественно мужчин из реальной жизни».

Но кончается репортаж не так, как можно себе представить, ведь с разговора о демографическом кризисе в Японии, «травоядных мужчинах» и популярности виртуальных женщин ведущий неожиданно перешёл к политике. Казалось бы, при чём тут Курильские острова, чью принадлежность Страна восходящего солнца пытается оспорить, и в целом российско-японские отношения? Дмитрий уверен: связь есть.

Хацунэ Мику — это ещё и история про то, сколь готовы японцы жить в иллюзии. Причём массово. Например, требуя от России острова. Или о том, что поют им в уши Соединённые Штаты про то, как они их любят и защищают. И тогда не нужно с ближайшим соседом Японии — реальной Россией — выстраивать реальные отношения — со всеми вызовами, рисками и обязательствами. Куда легче — с яркой иллюзией.

Полностью посмотреть репортаж можно ниже на странице.

Вот уж чего поклонники вокалоидов не ожидали, так это услышать о своей любимице Мику в эфире государственного телеканала. И, кажется, довольны люди не были. Например, словами о том, что Мику влюблена в вокалоида Кайто.

Но если ошибку в каноне фанаты Мику ещё могли простить Киселёву, то высказывания о том, что певица уводит мужчин из реальности, слишком многих возмутили.

Некоторых людей также удивило и позабавило, с какой скоростью до телеканала дошли новости о существовании вокалоидов.

Но особенно обитатели твиттера оценили политические высказывания, которыми завершился репортаж.

Впрочем, кто-то из поклонников Мику рад новостям о ней даже в таком своеобразном свете.

Государственные СМИ РФ нередко выпускают неоднозначные материалы о явлениях японской культуры. Чего только стоит статья «РИА Новости» от 2018 года о влиянии аниме на неокрепшие умы молодёжи. Ведь, по словам автора, такие сериалы пропагандируют ЛГБТ и склоняют зрителей к суициду.

А осенью 2019 года пользователи твиттера обсуждали рассказ отца о том, как аниме-рисунок его ребёнка не взяли на выставку. У педагога был аргумент в защиту своего решения, перед которым люди (и логика)  оказались бессильны.