История динозавра, который так хотел стать птицей, что отрастил клюв вместо зубов

Даниил Александров

Так мог бы звучать слоган диснеевского мультфильма о чудесах эволюции. А на самом деле это шуточное описание крупнейшего палеонтологического открытия за последние десять лет. Найдено и детально описано «недостающее звено» между динозаврами и птицами: цератозавр Limusaurus inextricabilis к старости терял все зубы и его челюсти превращались в самый настоящий клюв.

limnosaurus-02

Статья о радикальных онтогенетических изменениях в теле динозавра Limusaurus inextricabilis, относящегося к цератозаврам, будет опубликована в январском номере одного из самых авторитетных биологических научных журналов Current Biology. Учёные, проанализировав останки 19 разных особей этого вида, установили, что, родившись зубастыми, лимузавры к старости постепенно теряли все зубы, а их пасть превращалась в клюв, аналогичный птичьему.

Наше открытие вносит существенный вклад в понимание эволюции клюва, важнейшего органа питания, который встречается у нескольких групп четвероногих, включая современных птиц. Это радикальное морфологическое изменение предполагает также изменение типа питания: вероятно, молодой Limusaurus был всеядным, а взрослый становился растительноядным. Это также подтверждается исследованиями гастролита.

Иными словами, в природе существовал такой вид, у которого при рождении был рот рептилии, а к смерти — птичий клюв. Соответственно, в молодости он не брезговал и козявкой, а в старости ел одну лишь травку.

limnosaurus-01

Исследователи выделили четыре стадии развития клюва у лимузавров: изначального у него было 32 зуба (I стадия), потом их становилось 24 (II стадия), потом выпадали все зубы (III стадия), наконец, вместо зубов развивался клюв с зубчатой структурой, которая позволяла перетирать растительную пищу (IV стадия).

limusaurus-04

Ни один ископаемый ящер или живущая ныне рептилия ничего подобного делать не умели и не умеют. То, что цератозавры — одна из переходных стадий на пути между ящерами и птицами, считается доказанной гипотезой уже давно. Но нынешнее открытие, оформленное в виде детального исследования, впервые показывает так наглядно механизм, как именно это переходное звено могло «работать» в эволюционной цепи.

Limusaurus inextricabilis — динозавр Юрского периода (201—145 миллионов лет назад), обитавший преимущественно на территории нынешнего Китая. Для него характерны короткие передние и длинные задние конечности, очень длинная шея. Длина лимузавра в среднем достигала около 1,7 метра.

В начале 2016 года флаг и герб Чернышевского района Забайкальского края украсило изображение ископаемого ящера. Это редкий, но не уникальный случай в современной геральдике. Идея заменить журавля на Kulindadromeus zabaikalicus (кулиндадромеуса забайкальского) пришла в голову властям в 2014 году, когда были найдены хорошо сохранившиеся останки этого пернатого динозавра, который обитал в Забайкалье.

В декабре 2016 года учёные нашли на рынке в Мьянме янтарь, в котором сохранился фрагмент хвоста динозавра. Ящер был пернатым и по размерам едва превосходил воробья.

Мама превратила свою машину в свалку на колёсах, но рада. Фото из такого салона — её повод для гордости Мама превратила свою машину в свалку на колёсах, но рада. Фото из такого салона — её повод для гордости Космический разгон, но играть можно на диване. 10 признаков хорошего ноутбука для гейминга Космический разгон, но играть можно на диване. 10 признаков хорошего ноутбука для гейминга Реддитор вскрыл стену в своём доме, а там находка из 1977 года. Это «Макдоналдс», и перед ним никто не устоит Реддитор вскрыл стену в своём доме, а там находка из 1977 года. Это «Макдоналдс», и перед ним никто не устоит Хозяйка достала свои сбережения, но потратить их не сможет. Теперь она знает, как копить точно нельзя Хозяйка достала свои сбережения, но потратить их не сможет. Теперь она знает, как копить точно нельзя Как получить права в Москве. Учимся онлайн, сдаем с первого раза (но это не точно) Зоозащитники нашли огромный ком шерсти, а внутри — овцу. Вот что бывает, когда забываешь про стрижку на 5 лет Зоозащитники нашли огромный ком шерсти, а внутри — овцу. Вот что бывает, когда забываешь про стрижку на 5 лет Не носки и не кастрюли. Гид по подаркам к гендерным праздникам Не носки и не кастрюли. Гид по подаркам к гендерным праздникам Блогеры режут лёд серебром, но они не повелители стихий. Это тест на подлинность металла и магия физики Блогеры режут лёд серебром, но они не повелители стихий. Это тест на подлинность металла и магия физики Посетитель рынка купил барахло и попал в сказку. Но продавцу лучше не знать, чем был его товар на самом деле Жених хотел подарить невесте кольцо, а та захотела украшение получше. Теперь он ищет, но не то, чего она ждёт Пятилетка остался в ванной один и взялся за машинку для стрижки. Его новый лук называется «Мамина истерика» Пятилетка остался в ванной один и взялся за машинку для стрижки. Его новый лук называется «Мамина истерика» Документальный фильм про Билли Айлиш вышел, и фаны ревут. Ведь они увидели, что певице писал Джастин Бибер Документальный фильм про Билли Айлиш вышел, и фаны ревут. Ведь они увидели, что певице писал Джастин Бибер Студент объяснил, как учёные узнали цвета динозавров. На теорию о «Могучих рейнджерах» зрители почти купились Студент объяснил, как учёные узнали цвета динозавров. На теорию о «Могучих рейнджерах» зрители почти купились Копы искали нарушителя, но задержали трёх других. Увидев их документы, офицеры поняли: матрица умеет в юмор Копы искали нарушителя, но задержали трёх других. Увидев их документы, офицеры поняли: матрица умеет в юмор Тиктокерша показала фото девочек из СССР. Угадать, сколько им лет, у вас не получится даже с тысячной попытки Тиктокерша показала фото девочек из СССР. Угадать, сколько им лет, у вас не получится даже с тысячной попытки Домовладелец хотел посадить в саду дерево, но место было занято. Прежний хозяин вырастил там работу для копов Домовладелец хотел посадить в саду дерево, но место было занято. Прежний хозяин вырастил там работу для копов Бездомная мечтала о свадьбе, а надев белое платье, удивила жениха. Он не знал, что 24 года живёт с моделью Бездомная мечтала о свадьбе, а надев белое платье, удивила жениха. Он не знал, что 24 года живёт с моделью Холостяк отчаялся найти себе жену и опубликовал анкету. Нет, не в тиндере, а на сайте местной администрации Моряк упал за борт и провёл 14 часов в холодных водах Тихого океана. Но спас его не жилет, а морской мусор Моряк упал за борт и провёл 14 часов в холодных водах Тихого океана. Но спас его не жилет, а морской мусор Совет школы провёл закрытый созвон в Zoom, не проверив настройки. Зато родители учеников узнали о себе новое Совет школы провёл закрытый созвон в Zoom, не проверив настройки. Зато родители учеников узнали о себе новое Хозяин дома пять дней пугался шорохов по ночам и зря не смотрел в дымоход. Всё это время в нём горели глаза Хозяин дома пять дней пугался шорохов по ночам и зря не смотрел в дымоход. Всё это время в нём горели глаза Невеста пригляделась к собственному отражению и бросила жениха. В зеркале она увидела свою единственную Невеста пригляделась к собственному отражению и бросила жениха. В зеркале она увидела свою единственную Экс-модель спустя 20 лет перестала красить волосы и сломала фешен-шаблоны. Сколько ей лет — вопрос для Шерлока Нарушителя масочного режима оштрафовали, и люди злы. Расплатиться он сможет лет через 18 и когда начнёт ходить Нарушителя масочного режима оштрафовали, и люди злы. Расплатиться он сможет лет через 18 и когда начнёт ходить Киноманы нашли пасхалки в тизере «Человека-паука 3». И они говорят о новой мультивселенной от Marvel Киноманы нашли пасхалки в тизере «Человека-паука 3». И они говорят о новой мультивселенной от Marvel В кабинет политика залетел его однофамилец, но серии «Жди меня» не получилось. Воссоединению помешала кошка В кабинет политика залетел его однофамилец, но серии «Жди меня» не получилось. Воссоединению помешала кошка Ветеринары увидели щенка и узнали, кого не хватало в «Людях Икс». Шести лапам злодеям нечего противопоставить Сотрудница лишилась должности, но нашла ей лучшую замену. Смотря на своё отражение, она рада, что безработная Шестилетка получила наследство, но богатая жизнь её огорчила. В ней не хватает того, чего не купишь за деньги Шестилетка получила наследство, но богатая жизнь её огорчила. В ней не хватает того, чего не купишь за деньги Хозяин решил сам поработать котом, чтобы поймать мышь. Реакция питомца — воплощение мема «Беды с башкой» Хозяин решил сам поработать котом, чтобы поймать мышь. Реакция питомца — воплощение мема «Беды с башкой» Невеста ехала к жениху, а попала в Диснейленд. Но всё в порядке, ведь это — часть её хитрого плана Невеста ехала к жениху, а попала в Диснейленд. Но всё в порядке, ведь это — часть её хитрого плана Реддитор пожаловался на свою девушку, а комментаторы поняли — она беременна. И дело не в перепаде настроения Реддитор пожаловался на свою девушку, а комментаторы поняли — она беременна. И дело не в перепаде настроения Тиктокерша годами обожала сливки из магазина, пока не узнала правду. Коровы бы не оценили содержимое стакана Тиктокерша годами обожала сливки из магазина, пока не узнала правду. Коровы бы не оценили содержимое стакана Дуэйн Джонсон объяснил дочке, почему он динозавр, а та не поняла. Зато взгляд девочки разбивает скалы и сердца Дуэйн Джонсон объяснил дочке, почему он динозавр, а та не поняла. Зато взгляд девочки разбивает скалы и сердца Медсестра снимала танец, когда в её дом влез незнакомец. Он уже жалеет: женщина выдала ответ в духе Джеки Чана Медсестра снимала танец, когда в её дом влез незнакомец. Он уже жалеет: женщина выдала ответ в духе Джеки Чана Фанат «Макдоналдса» питается бургерами 20 лет и радуется жизни. Ведь выглядит он не так, как вы ожидаете