История динозавра, который так хотел стать птицей, что отрастил клюв вместо зубов

Так мог бы звучать слоган диснеевского мультфильма о чудесах эволюции. А на самом деле это шуточное описание крупнейшего палеонтологического открытия за последние десять лет. Найдено и детально описано «недостающее звено» между динозаврами и птицами: цератозавр Limusaurus inextricabilis к старости терял все зубы и его челюсти превращались в самый настоящий клюв.

limnosaurus-02

Статья о радикальных онтогенетических изменениях в теле динозавра Limusaurus inextricabilis, относящегося к цератозаврам, будет опубликована в январском номере одного из самых авторитетных биологических научных журналов Current Biology. Учёные, проанализировав останки 19 разных особей этого вида, установили, что, родившись зубастыми, лимузавры к старости постепенно теряли все зубы, а их пасть превращалась в клюв, аналогичный птичьему.

Читайте на Medialeaks: Мальчик случайно нашёл машинку для стрижки и довёл маму до слёз. Зато семья сможет экономить на шампунях

Наше открытие вносит существенный вклад в понимание эволюции клюва, важнейшего органа питания, который встречается у нескольких групп четвероногих, включая современных птиц. Это радикальное морфологическое изменение предполагает также изменение типа питания: вероятно, молодой Limusaurus был всеядным, а взрослый становился растительноядным. Это также подтверждается исследованиями гастролита.

Иными словами, в природе существовал такой вид, у которого при рождении был рот рептилии, а к смерти — птичий клюв. Соответственно, в молодости он не брезговал и козявкой, а в старости ел одну лишь травку.

limnosaurus-01

Исследователи выделили четыре стадии развития клюва у лимузавров: изначального у него было 32 зуба (I стадия), потом их становилось 24 (II стадия), потом выпадали все зубы (III стадия), наконец, вместо зубов развивался клюв с зубчатой структурой, которая позволяла перетирать растительную пищу (IV стадия).

limusaurus-04

Ни один ископаемый ящер или живущая ныне рептилия ничего подобного делать не умели и не умеют. То, что цератозавры — одна из переходных стадий на пути между ящерами и птицами, считается доказанной гипотезой уже давно. Но нынешнее открытие, оформленное в виде детального исследования, впервые показывает так наглядно механизм, как именно это переходное звено могло «работать» в эволюционной цепи.

Limusaurus inextricabilis — динозавр Юрского периода (201—145 миллионов лет назад), обитавший преимущественно на территории нынешнего Китая. Для него характерны короткие передние и длинные задние конечности, очень длинная шея. Длина лимузавра в среднем достигала около 1,7 метра.

В начале 2016 года флаг и герб Чернышевского района Забайкальского края украсило изображение ископаемого ящера. Это редкий, но не уникальный случай в современной геральдике. Идея заменить журавля на Kulindadromeus zabaikalicus (кулиндадромеуса забайкальского) пришла в голову властям в 2014 году, когда были найдены хорошо сохранившиеся останки этого пернатого динозавра, который обитал в Забайкалье.

В декабре 2016 года учёные нашли на рынке в Мьянме янтарь, в котором сохранился фрагмент хвоста динозавра. Ящер был пернатым и по размерам едва превосходил воробья.