Гендерное неравенство в русском витубе. У Орка-подкастера больше подписчиков, чем у женских персонажей

Милана Бородина Милана Бородина

Гендерное неравенство в русском витубе. У Орка-подкастера больше подписчиков, чем у женских персонажей

Русские витуберши объединяются в сообщества, играют в Among Us и проводят совместные стримы, чтобы раскрутить свои каналы. Несмотря на то что аватары блогерш — милые анимешные девушки, которые популярны на Западе, повторить успех пока не получается. Соотечественниц обгоняет Орк-подкастер, который в своём виртуальном облике делает подробные разборы игр не первый год.

Как появились витуберы?

Витуберы (виртуальные ютуберы) появились в Японии в 2010-х годах. Производители визуальных новелл решили, что 3D-модели героинь из их аниме справятся с «ведением» ютуб-каналов лучше, чем живые люди и дикторы, после чего такое новшество подхватили и другие компании. Успех рос, и в 2016-м впервые появилась полноценная «хозяйка» своего блога Kizuna AI. Всего за пять лет своего существования она успела поучаствовать в показе модного дома Valentino, провести несколько концертов и попасть в число 60 самых влиятельных персон Азии в 2021 году.

Правда, несмотря на видимый успех в Азии, Европе и США витубинг всё равно оставался нишевым продуктом, который поддерживался фанатами японской культуры. В 2020 году из-за пандемии коронавируса всё изменилось. Ранее Medialeaks писал, как самоизоляция позволила платформе Roblox начать строить метавселенную. Витуберы начали набирать популярность высокими темпами из-за того, что люди со всего мира, запертые в своих домах на карантине, искали новые виды развлечения. Эти 3D-стримерши с идеальной внешностью (за которыми стоят реальные девушки, чей аватар создаётся с помощью компьютерных программ) охотно общаются с поклонниками и готовы часами играть в их любимые игры, что сделало их отдушиной для многих пользователей Сети.

То, как изменилось отношение к виртуальным блогерам всего за несколько месяцев, показывает отчёт агрегатора финансовой статистики YouTube Playboard. Семеро из десяти самых прибыльных каналов с суперчатами (функция, благодаря которой можно заплатить за закрепление и подсвечивание сообщений) были витуберскими.

Гендерное неравенство в русском витубе. У Орка-подкастера больше подписчиков, чем у женских персонажей

Главной звездой в пандемию стала «британка» Gawr Gura, которая сотрудничает с самым большим в мире агентством для виртуальных блогерш Hololive Production. На неё подписаны более трёх миллионов пользователей, и такого успеха канал достиг меньше чем за год существования. В основном Gawr Gura стримит Minecraft и рассказывает о своей виртуальной жизни. Про витубершу пишут многие американские интернет-издания, а в Японии она считается настоящей звездой.

Гендерное неравенство в русском витубе. У Орка-подкастера больше подписчиков, чем у женских персонажей

Успех и рост каналов клиенток Hololive Production и других агентств привёл к появлению большого количества новых виртуальных блогеров. Ведь в 2021 году уже не нужно тратить десятки тысяч долларов, чтобы с помощью системы захвата движений создать свой аниме-аватар. Для этого будет достаточно компьютерной программы. Мода на виртуальный блогинг не могла пройти мимо России.

Поход русскоязычных витуберов возглавил Орк-подкастер

До создания агентств русскоязычный витубинг ещё не дорос, но уже появляются целые сообщества блогерш, которые стримят поодиночке и вместе. Несмотря на изначальный успех именно женщин — создательниц контента в мире, в России самый известный виртуальный блогер — мужчина. Точнее, Орк. Он ведёт канал, посвящённый играм, делает обзоры на них и стримит прохождения. Как и положено, во время трансляций в углу экрана зрители видят аватар зелёного орка из MMORPG World of Warcraft, который создан с помощью компьютерной программы.

Гендерное неравенство в русском витубе. У Орка-подкастера больше подписчиков, чем у женских персонажей

Но в большинстве случаев автор роликов обходится даже без 3D-модели с захватом движения. Орк появляется в начале и конце видео, большая часть которого посвящена освещаемой игре. Но всё равно именно он считается самым главным витубером рунета, канал которого насчитывает 660 тысяч подписчиков. Хотя до того, как в 2021 году это понятие стало употребляться массово, Орка называли просто блогером.

Но настоящие витуберы в рунете существовали ещё до 2021 года, и это были те самые «классические» женские аниме-персонажи, которые вели блоги и стримы. Например, канал самой популярной виртуальной ведущей рунета Маны Ренью (Mana Renewal) берёт своё начало ещё в 2018 году. Она делала видео про языки, культуру Японии, игры, но в 2020-м, когда зарубежные витуберы получили массовую популярность, так же, как и они, начала проводить стримы. По тому же пути прошла её напарница Планя (Planya Ch), которая ведёт свой канал около года. Более «молодая» витуберша сразу же начала с прохождения Minecraft и других популярных игр. Несмотря на то что обе блогерши делают всё то же самое, что и их популярные иностранные коллеги, такого же успеха они пока не снискали. И у Маны Ренью, и у Плани чуть меньше 100 тысяч подписчиков.

Гендерное неравенство в русском витубе. У Орка-подкастера больше подписчиков, чем у женских персонажей

Помимо многих витуберш, которые ещё несколько лет назад поняли, что за их «профессией» — будущее, появилось много тех, кто пришёл на волне успеха 2020 года. Ютуб заполонили десятки 3D-хозяек канала, у которых примерно одинаковый контент. Поняв, что с неискушённой русскоязычной публикой будет тяжело, они решили по примеру японских и британских блогерш объединиться. В сентябре 2020 года появилось сообщество WePlanet, куда входят практически все самые известные блогеры, в том числе и Мана Ренью, и Плани. Но даже такой мощный союз всё равно уступает Орку-подкастеру. Суммарное количество подписчиков витуберш намного ниже, чем аудитория главного виртуального блогера. Но девушки не отчаиваются. Они не только проводят совместные стримы, играя, например, в Among Us, но и приглашают Орка к себе, чтобы общими усилиями построить светлое будущее витуба в рунете.

В последние годы интернет пережил бум на стримеров и блогеров, но пользователям всегда хочется чего-то нового. Учитывая, как пандемия изменила отношение людей к виртуальному миру, появление виртуальных ведущих кажется самим собой разумеющимся. Но, несмотря на привлекательность анимешных женских персонажей, не все зрители готовы смотреть их блоги без высококачественного продуманного контента.