Страсти по Бродскому: фреска поэта превратилась в символ борьбы за творчество. И оказалась лишь пиар-ходом

Никита Греков Никита Греков

Страсти по Бродскому: Фреска поэта превратилась в символ борьбы за творчество. И оказалась лишь пиар-ходом

В честь 80-летия поэта Иосифа Бродского напротив его квартиры в Санкт-Петербурге появилась «урбан-фреска» с его портретом, но юбилейный арт-объект быстро ликвидировали. Жители города и интернет-пользователи решили, что это варварство, исправив положение двухмерной копии почётного петербуржца. Однако эксперты объяснили, почему хейт властей и тех, кто лишил народ Бродского, в данном случае неуместен.

В воскресенье, 24 мая, свой 80-й день рождения мог отпраздновать лауреат Нобелевской премии по литературе Иосиф Бродский. В этот же день в его родном Санкт-Петербурге, напротив дома Мурузи, где жил когда-то поэт, на стене появилась «урбан-фреска» с изображением Иосифа Александровича, которую нанёс руководитель арт-центра «Винсент» Олег Лукьянов. На самом деле она представляет собой фотопечать, но автор всё равно гордится своей работой.

Страсти по Бродскому. Страсти по Бродскому.

К сожалению для поклонников Бродского, спокойная жизнь «урбан-фрески» закончилась уже в понедельник. Как пишет «Фонтанка», завхоз школы № 189 «Шанс» Татьяна Калиничева отдала приказ замазать рисунок.

Вы знаете, что в школе делать граффити нельзя? Ни вывешивать, ни развешивать, ни писать нельзя. Мы идём под контролем! Обращайтесь в ГАТИ! Потому что это решение ГАТИ, что на государственных учреждениях не должно быть никаких граффити.

В Сети её решение и последующие действия наёмных работников вызвали гнев и неприязнь. Правда, с инициаторами «ликвидации» 2D-Бродского угадали не все.

Но сторонники автора — Лукьянова, да и поклонники творчества Бродского не отчаялись и принялись отдирать штукатурку тем, что подворачивалось под руку. Естественно, завхоз Татьяна Михайловна просто так не сдавалась.

В это же время любители мемов не могли упустить уникальную возможность превратить «творчество» сотрудников школы № 189 «Шанс» в более народное искусство.

Ну, а фанаты, не дошедшие до интернета, предпочли сделать местом паломничества саму стену — на ней словами самого Бродского противникам «урбан-фрески» напомнили, что для них значит творчество прославленного поэта. К сожалению, и это не помогло.

Страсти по Бродскому. Страсти по Бродскому. Страсти по Бродскому.

Но с защитниками изображения Бродского согласны (сюрприз) не все. К примеру, искусствовед и научный сотрудник Института исследования стрит-арта Дмитрий Пиликин в своём facebook подробно разобрал «творчество» Лукьянова. Он уверен, что произошедшее — «рассчитанный медиаперформанс», а автор намеревался лишь прорекламировать технологию «урбан-фрески». И, кстати, Пиликин, несмотря на все «но», хвалит Олега за выбранную тактику с публичным и заметным местом. Правда, по словам эксперта, ни Лукьянов, ни хейтеры завхоза школы № 189 «Шанс» не учитывают, что несогласованный рисунок, во-первых, повредит стену, а во-вторых — не совсем искусство.

Перепутаны причины и следствия. Никто не хочет вникать в реальность городской практики, только обличать и переводить стрелки на стрелочницу-завхоза, которую еще чуть-чуть и будут тут линчевать, а потом ведь стыдно будет за травлю.

Продолжает риторику искусствоведа и телеграм-канал «Беспощадный пиарщик». Авторы напоминают, что в Санкт-Петербурге, как и в Москве, действуют строгие рамки, которые не предусматривают нанесения уличных рисунков без согласования. Иначе, как и сразу сказала Татьяна Калиничева, школу ждал бы крупный штраф.

Сам Лукьянов уже 26 мая сказал СМИ, что он и его художественная группа попробуют восстановить «урбан-фреску» в прежнем виде после сбора всех необходимых документов.

Тем не менее, мы бы хотели восстановить изображение после всех необходимых согласований. Правда, боюсь, к тому времени, после согласований, уже закончится год, во время которого отмечается юбилей Иосифа Александровича.

Ну, а его дело уже живёт и в цифровом варианте.

Выпадает хейт и на долю поклонников творчества Иосифа Бродского: так, журналисту Алексею Пивоварову досталось за вид Нью-Йорка и подпись из стихотворения поэта. Кажется, даже цитаты лауреата Нобелевки иногда бывают не к месту, ведь триггер у людей вызвало слово «бомбардировщик».

А режиссёру Илье Хржановскому не хватило лишь одной фразы и даже фильма, поэтому он создал целый проект «Дау» из 14 полнометражных картин. Однако лишь увидев первые из них — «Наташа» и «Дегенерация», кинокритики поняли, что не готовы сосуществовать с таким искусством, а в России экранный перфоманс, скорее всего, не покажут. И ответ на вопрос «Почему?» знает даже сам его создатель.