С помощью специальной программы для выявления заимствований в художественных произведениях томские программисты доказывают, что самый старый эпизод “Звёздных войн” — “Новая надежда” — по сюжету и персонажам очень напоминает советский фильм “Кащей Бессмертный” 1944 года.
О работе своего изобретения, которое призвано выявлять не только формальный плагиат, то есть копирование целыми кусками, но и художественно переосмысленные заимствования, рассказал региональной редакции агентства РИА “Новости” аспирант Томского госуниверситета систем управления и радиоэлеткроники (ТГУСУР) Евгений Гарин.
Он не просто представляет свою программу, но заявляет, что с её помощью установил: сценарий первой серии “Звёздных войн” заимствован из фильма “Кащей Бессмертный” на 96%. Соответствующее письмо молодой изобретатель направил в министерство культуры:
“Можно говорить о полном совпадении сюжетов двух фильмов: совпадают социальные роли персонажей, их социальное взаимодействие между собой, эволюция социальной среды двух произведений. Это свидетельствует о полном копировании первоисточника „Кащей Бессмертный“ с минимальным авторским вкладом в развитие сюжета плагиативной копии трилогии „Звёздные войны“”.
В первую очередь, речь идёт о системе персонажей, но также и о сюжетных ходах, на которых строится повествование. Люк Скайуокер из “Новой надежды” — вылитый Никита Кожемяка из “Кощея”, считает Гарин.
Дальше — больше. “Сокол тысячелетия” — это ковёр-самолёт: когда энергетический луч захватывает корабль Хана Соло — это переделанная сцена с ковром, прикованным цепью к земле. Марья Моревна из русской сказки, понятное дело, — принцесса Лея Органа. Старичок Сам-с-перст-борода-семь-верст, который делится своей силой с Никитой Кожемякой, — это магистр Йода.
В самом начале “Новой надежды” дроид R2D2 рассказывает, сбивчиво и непонятно, о похищении принцессы Леи. История “Кащея” начинается с того, что Кожемяка узнаёт о похищении Марьи Моревны от умирающего “озорного парня”. В фильме ещё много похожего, заявляет Гарин, даже экспозиция в виде начальных титров.
Проректор ТГУСУР Роман Мещеряков смягчает формулировки: речь не идёт о прямом заимствовании, тут, конечно, поразительное совпадение сюжетных линий, а если и есть заимствование, то несознательное. Разобраться, впрочем, всё равно не мешает:
“Вопрос о заимствовании идей решается через комиссию. Фактографический материал имеется”.
В январе 2016 года Хамовнический суд Москвы отказал сценаристу Михаилу Расходникову в признании фильма Ридли Скотта “Марсианин” плагиатом. Истец полагал, что его сценарий к фильму о космонавте, который в результате аварии остаётся один на Марсе, был позаимствован, и требовал компенсации в объёме 50 миллионов рублей от компании “20 Век Фокс СНГ”.
В начале февраля в соцсетях стал популярен видеоролик, смонтированный аниматором Мишей Петриком из кадров фильма Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Выживший» с Леонардо Ди Каприо в главной роли. По мнению этого киноведа-любителя, Иньярриту отдал дань уважения известному советскому режиссёру Андрею Тарковскому. В ответ пользователь YouTube под псевдонимом schnaps_von_trier (в честь датского режиссёра Ларса фон Триера) смонтировал своеобразный ответ, как бы говоря нам, что в трёхминутном клипе можно провести параллели чего угодно с чем угодно. В своём ролике он сравнил с фильмами Тарковского творчество создателя трилогии «Безумный Макс» Джорджа Миллера.