Китай против рэпа. Разбираемся, чем стране не угодил хип-хоп и что теперь ждёт китайских рэперов

Филипп Качалин Филипп Качалин

Китай ужесточил свою политику по отношению к рэп-исполнителям: развлекательным теле- и радиопрограммам поступили указания убирать из эфира всех, кто «продвигает хип-хоп-культуру». У новых правил уже появились первые жертвы, и китайские пользователи рассказывают, что популярные рэперы уже начали пропадать из телепередач. И такими порядками многие недовольны.

Тема непростой жизни красной нитью проходит через тексты многих рэп-исполнителей — но в Китае тяжёлые времена наступают для всей рэп-сцены, рассказывает Time. Правительство Китая намерено закрутить гайки в отношении хип-хопа, и фанаты китайских рэперов переживают за будущее всего жанра.

Пока одни элементы западной культуры Китай перенимает охотно (и даже строит свой Париж с Эйфелевой башней и всем-всем-всем), другие вызывают у правительства страны малообъяснимую неприязнь. Удар по рэпу был нанесён не прямой: вместо запрещений и вызовов на жесточайший баттл а-ля Гнойный vs Окси, Главное государственное управление по делам прессы, печати, радиовещания, кинематографии и телевидения Китая (далее ГУППРКТ) избрало более скрытную тактику, подготовив ряд «рекомендаций», предназначенных для китайских СМИ.

Согласно ГУППРКТ, «отныне развлекательным программам не советуется приглашать гостей с татуировками и показывать в эфире хип-хоп-культуру и любые субкультуры», передаёт китайское новостное издание Sina. По словам Гао Чангли, директора ГУППРКТ, неодобрения следует ожидать за четыре вещи.

Не следует приглашать гостей, чьи моральные убеждения не соответствуют идеям партии и чьи убеждения нельзя назвать благими.

 

Не следует приглашать гостей, наживающихся на безвкусном, вульгарном и непристойном поведении.

 

Не следует приглашать гостей с недостаточно высоким идеологическим уровнем.

 

Не следует приглашать гостей, в прошлом оказывавшихся в центре скандалов и известных своим проблемным поведением.

Ну хоть за решётку не грозятся сажать. А то по мнению некоторых СМИ, фотка твоей любимой рэп-группы может вполне сойти за фотографию ОПГ.

ABC сообщает, что новые указания не были размещены управлением публично, но были широко освещены в китайской прессе. Издание связывает новые правила с недавним скандалом, в который был вовлечён  китайский рэпер, выступающий под псевдонимом PG One.

В начале января PG One был вынужден принести извинения за один из своих старых треков Christmas Eve, рассказывает Supchina. По утверждению Коммунистической лиги молодёжи, в этой песне рэпер «призывал подростков к использованию наркотиков» и «оскорблял женщин». Все композиции исполнителя исчезли из доступа сразу на нескольких музыкальных платформах.

И, похоже, у нововведённых «рекомендаций» уже появились первые пострадавшие, пишет ABC. Появление сведений о новых правилах совпало по времени с тем, как 29-летний рэпер GAI, в прошлом году победивший в популярном телевизионном соревновании исполнителей, внезапно перестал появляться в эфире китайской телепередачи, в которой он принимал участие наряду с международными звёздами разряда Jessie J.

Согласно Tecent News, из китайского телешоу «Счастливый лагерь» (快乐大本营) были вырезаны сцены с участием исполнительницы VaVa — прямо как все сцены с участием мужчин из двухминутного варианта «Спаси рядового Райана», только без тени иронии. Музыка андерграундного исполнителя Triple H исчезла из доступа онлайн, а у участника шоу «Супермозг» (最强大脑), вообще не имеющего никакого отношения к рэпу, был замазан медальон на золочёной цепи, рассказывает пользователь Weibo.

На телевидении и радио происходит настоящая блокада; всё, что имеет какое-либо отношение к хип-хопу, сразу убирается. Даже «Супермозг» не остался в стороне. Участник из университета Цинхуа нацепил для эфира блинг, и все кадры с ним отредактировали.

Китайские соцсети встретили новости резко негативно. Time передаёт слова пользователей Weibo, осуждающих решение организации.

— ГУППРКТ — отстой. Они не хотят оставить китайским хип-хоп-исполнителям ни малейшего шанса на выживание. Почему бы сразу в доисторические времена не вернуться?

 

— Как правительство страны с такой развитой культурой может иметь такую детскую логику?

О том, как в России рэп незаметно вошёл в мейнстрим и как имена однажды андерграундных рэперов стали расхожими, вы можете почитать в подробном расследовании Medialeaks об извилистом пути российской рэп-сцены.