Шаурма как божественный свиток. Почему еда для бедных стала модной

Шаурма как божественный свиток. Почему еда для бедных стала модной

За три летних месяца шаурма превратилась из еды для голодных студентов и жителей спальных районов в модный продукт, обрела десятки тысяч почитателей в социальных сетях и получила заслуженное признание.

Medialeaks разбирался, какой вклад в этот процесс внесли социальные сети и красивые девушки и как трендовые столичные издания поставили блюдо для бедных в один ряд с фалафелем и митболами. 

Свидетели шаурмы

Начиная с весны во «Вконтакте» начали массово появляться специальные группы, в которых фанаты мяса в лаваше публикуют обзоры на блюда, опробованные ими в самых разных местах. Постепенно вырабатывается специальный сленг и то, что начиналось как шутка, стало увлечением тысяч людей.

Читайте на Medialeaks: Рикардо Милос жив и грозится оставить фанов без мемов. Закон на его стороне, и мы к такому не были готовы

Самый крупный паблик — «Обзоры на шаурму в Москве и области» — был создан в апреле 2015 года. Его администратор Василий, который учится в столичном вузе на учителя английского языка, рассказал Medialeaks, что идея создать паблик пришла совершенно случайно.

«Мы обедали в перерыве между парами. И мысленно составили топ-5 донерных. Потом подумали, что можно сделать такой паблик for fun», — говорит он.

По словам Василия, никаких специальных действий для раскрутки страницы он не предпринимал, за исключением пары конкурсов — на отметке в 100 подписчиков администраторы разыграли шаурму, а «на символические 359 подписчиков — шаурму и пакет «Изабеллы».

Каждый образец шаурмы в паблике оценивается по особому списку критериев: достаточно ли положили мяса и овощей, насколько сочная начинка, хорошо ли прожарен лаваш, протекла ли шаурма. Особое внимание адепты «свитков» почему-то уделяют «мазку сверху».

К написанию отзывов подписчики паблика стараются подходить максимально творчески — поваров называют «жокеями», «маэстро» или даже «творцами», саму шаурму —«жемчужинами» и «свертками», выясняют, кладут ли соус на макушку блюда.

В отзывах подробно описано, какие ощущения оставляет каждая секунда трапезы. Приводим несколько фрагментов.

«В отражении мокрого и грязного асфальта замерцало нечто похожее на мираж. Я поднял глаза вверх и увидел перед собой единственное мое спасение в этот ущербный день. Это был терем с персидскими свитками»

Если честно, то мы не рассчитывали, что свёрток арабских богов настолько скрасит сей отвратный денёк. Но кто бы мог подумать, что при первом укусе мы получим помутнение рассудка и экстаз…

«При первом укусе чувствуется хруст лаваша и аромат мяса. По температуре все как и должно быть, мясо не сильно горячее, а овощи не холодные. У кого чувствительные зубы, не бойтесь, здесь все четко!»

Овощи свежие и вкусные, поражает их обилие и разнообразие, ведь помимо классического набора есть ещё и острый перчик, который вносит свою лепту в свиток ненавязчиво и нежно. Я бы даже сказал, что этот острый перчик пикантно целует меня в язык при соприкосновении.

«Сегодня я как обычно нехотя тащился на работу, но проходя мимо капища философских свитков меня поманил запах божественного кулечка счастья! Я зашел в это заведение, да, именно зашел, там есть столики и работает обогреватель! Меня встретил приветливый шаурмаэстро Алладин и его прекрасная Жасмин, собирающая дублоны с холопов на кассе»

Оценки выставляются в баллах от 1 до 10, а каждый отзыв сопровождается подробным фотоотчетом, который не только позволяет разглядеть шаурму на всех этапах жизни, но и найти тот самый киоск в глубинах спальных районов.

Идея писать отзывы на шаурму имеет все шансы прижиться и в регионах. Аналогичный паблик в Петербурге читают 8 тысяч человек, число подписчиков «Обзоров» в Екатеринбурге, Челябинске, Новосибирске, Барнауле и Пензе пока не превысило пары сотен.

Фанаты блюда в Челябинске пошли еще дальше. Они создали «Лигу шаурмы», в которой не только обсуждают, где вкуснее, но и клеят специальные наклейки на киоски с понравившейся шаурмой, а также встречаются для её коллективного поедания.

«Наверное потому, что это вкусно, удобно, о ней есть, что написать, сделать отзыв. Нигде нет одинаковой шавермы, хотя состав везде аналогичный. Среди молодежи много её поклонников, вот так наверное и пришла идея создать «Лигу Шаурмы», — рассказывает Medialeaks одна из администраторов паблика Светлана Харитонова.

«Проверенных» мест в Челябинске уже больше сотни. Участники «Лиги шаурмы» говорят, что объединяются для общения, веселья и споров о «правильной» шаурме. В конце июля среди членов клуба были проведены соревнования по скоростному поеданию блюда.

«Точное количество [участников] назвать не смогу, но участвовали даже те, кто не знал о существовании нашего паблика.😃 Мы стояли и приглашали поучаствовать совершенно не знакомых нам людей и они с удовольствием соглашались. Было весело», — говорит Светлана.

Заслуга красивых девушек

Немалую роль в привлечении внимания к шаурме сыграл паблик «Красивые девушки и шаурма», который был создан в конце мая. За два с лишним месяца на него подписались 22 тысячи человек, о странице написали российские и зарубежные СМИ, а количество постов перевалило за тысячу.

Создавший страницу московский SMM-щик Роман Бордунов говорил о «перерождении имиджа» шаурмы.

«Не так давно я взял шаурму (или шаверму, не суть) у своего метро и понял, что это навсегда. Легче бросить курить, чем перестать покупать донеры. Разумеется, я об этом стал постоянно писать у себя в твиттере (спасибо тем, кто не отписался), и люди как-то подхватили. Теперь уже, кажется, шаурма превратилась в какой-то мем», — заявил он в комментарии TJ в июне.

Растущий интерес к шаурме в России заметили даже западные СМИ, однако этот тренд они поняли неправильно. Британская газета Metro решила, что снимки продвигают здоровое питание, приняв за правду шутку в описании страницы о том, что паблик поддерживается министерством здравоохранения. Другие журналисты приняли его за кампанию российских властей (или даже лично Владимира Путина) против западного фастфуда.

Чего стоят заголовки: «Российские социальные сети пытаются победить Запад шаурмой и сиськами» от кулинарного блога Munchies, «Путин запустил анти-западную кампанию, призывая женщин постить селфи с шаурмой» от Daily Express, и «Ненависть к бургерам: война российских социальных сетей против «Макдоналдса» на сайте Daily Star.

Позже во «Вконтакте» появился паблик «Красивые парни и шаурма», но повторить успех «девушек» ему не удалось — число подписчиков едва превысило 2 тысячи. На волне интереса к шаурме Бордунов начал сбор денег на создание «всероссийского гида «Афиша-шаурма» Shaur.net, констатировав, что она «ворвалась в нашу жизнь плотно и бесповоротно». Пока что проект собрал только 2,5 тысячи рублей.

В комментарии для Medialeaks Роман признает, что интерес к шаурме возрос в последние месяцы.

«Шаурма однозначно стала популярным фаст-фудом, я в этом уверен. Раньше столько о ней не говорили, но вот этим летом бомбануло. Не знаю, почему так вышло, что её массово начали обсуждать и почему в этом сезоне такая истерика по этому поводу. Может, нам в нее что-то подмешивать начали?», — заключает он.

В Москве и Петербурге работают множество заведений, в которых можно попробовать шаурму «для эстетов». В заведении под названием Shawarma Republic, расположенном в излюбленном московскими хипстерами Парке Горького, подают несколько разновидностей: итальянскую, мексиканскую, ливанскую, израильскую, индийскую, греческую, турецкую и даже вегетарианскую. В петербургском Pita’s шаурма еще более необычная — с брусничным соусом и мятой, красной рыбой и сливочным сыром и даже десертная с бананом в карамели.

Первый репортаж о поисках идеальной недорогой шаурмы в столице на сайте The Village был опубликован еще в 2013 году и вызвал бурные споры о любимых местах в комментариях. Уже тогда стало понятно, что это блюдо по-настоящему любимо в народе. В апреле этого года гайд о лучшей шаурме в Москве был опубликован на сайте «Афиши», причем в него вошли не только традиционные кафе, но и киоск в торговом центре на «Речном вокзале».

Спустя почти 10 лет после запрета на шаурму в столице, когда все ларьки внезапно стали продавать донеры и кебабы, это блюдо окончательно вернулось в быт молодежи. Точку в этом вопросе поставил экс-глава департамента культуры Москвы Сергей Капков, который, говоря о планах по реконструкции ВДНХ, назвал её в одном ряду с хипстерскими митболами и фалафелем.

«Там будет все: православие, «Тополя» и «Буки», шаурма, фалафель, митболы. То есть вот так вот. Добро пожаловать.»