Куда садиться в самолёте, чтобы не заразиться гриппом: научное исследование для всех, кто боится вирусов

Дмитрий Степин Дмитрий Степин

Американские исследователи выяснили, как в самолётах распространяется грипп и некоторые другие болезни, передающиеся воздушно-капельным путём. Заодно обнаружилось, что вероятность заражения от бортпроводника выше, чем вероятность заражения от другого пассажира. Но есть много нюансов.

Группа учёных из Национальной академии наук США опубликовала в научном журнале PNAS результаты исследований распространения воздушно-капельных вирусов на примере гриппа, которые они провели на десяти межконтинентальных авиарейсах (восемь из этих рейсов проходили в сезоны вспышек гриппа и простуды). Специалисты не могли использовать на борту самолётов видеокамеры или ультразвуковые и инфракрасные датчики для отслеживания перемещений пассажиров и распространения вирусов из-за требований безопасности, поэтому им пришлось разработать собственную методику.

Исследователи разбивались на пары и садились в разных частях самолёта — через пять рядов. Каждый записывал все перемещения пассажиров и членов экипажа, которые видел, в специальное приложение на iPad, а затем эти данные сопоставили, чтобы получить полную картину. Один из авторов работы, математик Говард Вайсс, рассказал изданию Gizmodo, что эффективностью такого метода учёные очень гордятся.

Насколько нам известно, никто не обладал численным представлением о передвижениях, поведении и социальных контактах между пассажирами во время полёта. Мы также не видели исследований о проверке воздуха в салоне и элементов поверхностей на наличие респираторных вирусов.

Учёные отталкивались от имеющихся данных о том, с какой вероятностью происходит заражение гриппом при тех или иных видах контактов. Считается, что риск максимальный при взаимодействии людей, находящихся в пределах метра друг от друга. Результат получился оптимистичный: шансы заразиться в полёте невелики. Хотя для сидящих по соседству с больными — сбоку, спереди или сзади — они повышаются на 80 процентов.

Зато для тех, кто сидит на расстоянии двух кресел от больного, риск растёт всего на три процента. Те, кто находится ещё дальше, почти не подвергаются дополнительному риску. Но кроме этого, основного фактора, есть и другие, которые могут определить, заболеет ли человек после полёта.

На вероятность заражения влияет ещё и то, как часто заражённый ходит по салону. Это, в свою очередь, зависит от того, где сидит он сам. Исследователи обнаружили, что только 40 процентов пассажиров на местах у окна встают хоть раз за всё время полёта, даже если он занимает больше пяти часов. Из среднего ряда выбирается 60 процентов пассажиров, а в ряду у прохода любителей размять ноги нашлось 80 процентов. Поэтому носителей гриппа безопаснее всего сажать у окна.

Гораздо сложнее ситуация, когда болеет бортпроводник. Они много ходят по салону и взаимодействуют с пассажирами. В среднем бортпроводник может заразить 4,6 пассажира за полёт. Но учёные успокаивают: больные члены экипажа оказываются на борту намного реже, чем больные пассажиры. При плохом самочувствии они чаще остаются дома или хотя бы принимают средства от кашля, что снижает риск заражения.

Ещё исследователи собрали 229 образцов воздуха и поверхностей, которых чаще всего касаются пассажиры. На них учёные не обнаружили никаких следов 18-ти самых распространённых воздушно-капельных заболеваний. В самолётах скапливается далеко не так много вредных микробов, как считают некоторые пассажиры, но специалисты всё равно рекомендуют почаще мыть руки. Жутковатый, но интересный эксперимент учительницы, показавшей, что будет с хлебом, если потрогать его немытыми руками, по-прежнему актуален.

Некоторые специалисты не до конца согласны с результатами исследования. Эллисон Макгир, микробиолог из канадской больницы, заметила, что хотя сама работа полезна, расчёт рисков в ней основан не на фактическом распространении болезней, а на приблизительных моделях распространения вирусов, которые в самолёте могут работать не так, как от них ожидают.

Джейсон Бёрнэм, эксперт по инфекционным заболеваниям из Медицинской школы Университета Вашингтона в Сент-Луисе, считает, что во многих случаях больные бортпроводники всё-таки выходят на работу, а средства от кашля — неэффективный способ предотвратить заражение других людей.

К тому же не стоит забывать, что исследование рассказывает только о распространении гриппа и некоторых ОРВИ. Существуют заболевания, передающиеся воздушно-капельным путём быстрее и на более дальние дистанции. Но даже с учётом всех этих исключений вероятность заразиться во время полёта в самолёте довольно низкая — с этим соглашаются даже те эксперты, которые критикуют новую публикацию. К тому же данные исследования пригодятся людям с пониженным иммунитетом. При болезнях же медики рекомендуют по возможности вообще никуда не летать.

Словом, даже если кто-то в самолёте кашляет и чихает, большинству пассажиров болезнь никак не грозит. В полёте есть и другие угрозы, сами по себе страшные, но настолько маловероятные, что их не стоит рассматривать всерьёз. Например, существует видео, объясняющее с научной точки зрения, почему ни у кого нет шансов выжить, если дверь самолёта откроется на большой высоте, и почему на самом деле такого не произойдёт.

Но лучше ассоциировать авиаперелёты с чем-то приятным. Например, с трогательной историей про пилота, который вёз в центр реабилитации милого маленького шимпанзе и пустил его к себе в кабину.