Как талибы овладели технологиями пиара и начали захват власти в Афганистане через соцсети

Валерий Горшков Валерий Горшков

Мой пиар-менеджер - чат в WhatsApp. Как боевики захватили власть в Афганистане с помощью соцсетей

Члены запрещённого в России террористического движения «Талибан», похоже, научились пиару, который поспособствовал их захвату власти в Афганистане. Сторонники организации через соцсети убеждали противников сложить оружие и отправляли гражданам страны номера WhatsApp для обратной связи. Интернет был не единственным оружием талибов, но именно в нём они строят свой образ прогрессивной и миролюбивой власти.

С 1996 по 2001 год, когда Афганистаном правила запрещённая в России и признанная террористической организация «Талибан», её представители были ярыми консерваторами. Как пишет издание Vice, талибы выступали против технического прогресса, запрещали людям фотографироваться и снимать видео, уничтожали телевизоры и мобильные телефоны. Делалось это якобы из-за противоречия прогресса доктринам ислама.

Но в августе 2021 года, когда новое поколение талибов вернуло страну под контроль движения, всё изменилось. Это заметно не только по внешнему виду боевиков, отдельные из которых, как ранее писал Medialeaks, одеваются не в традиционные наряды, а в модные вещи, точно для глянцевых журналов. На изменение отношения «Талибана» к технологиям, по мнению журналистов Vice, явно указывала пресс-конференция, которую 17 августа провело руководство организации.

Тогда сторонники движения собрали вместе десятки журналистов в Правительственном информационном центре Кабула и перед началом брифинга установили в помещении свой белый флаг. Белый, как известно, ассоциируется с безопасностью, что уже само по себе говорит о грамотном пиаре «Талибана», но также у одного из устанавливавших флаг талибов на руке можно было заметить умные часы.

Во время самой пресс-конференции представитель «Талибана» Забихулла Муджахид сообщил, что подобные брифинги станут традиционными и покажут миру открытость новых властей Афганистана. Но заметить стремление организации к публичности можно было и раньше: сторонники движения активно ведут аккаунты в твиттере, а во время захвата страны создавали чаты в WhatsApp, рассылая через соцсети номера, по которым граждане Афганистана могут связаться с новыми руководителями на местах для подачи заявлений и просьб.

«Талибан» рассылал номера комиссий по рассмотрению жалоб в WhatsApp

У талибов, по информации Vice, также есть собственные сайты и страницы в фейсбуке, а зашифрованные чаты в WhatsApp они используют как средство военной связи для координации действий.

Они овладели искусством пиара и имеют возможность продвигать свои идеи в социальных сетях. Они видят ценность распространения информации и довольно хорошо умеют это делать. В этом отношении они стали очень изощрёнными, — рассказал Vice Рафаэлло Пантуччи, исследователь аналитического центра Королевского института объединённых служб.

При этом действуют талибы не только внутри страны, но и на международной арене. Когда 15 августа пользователь твиттера Mansoor Afghan, освещающий действия «Талибана» от лица организации, опубликовал сообщение о взятии афганской провинции Нангархар, зарегистрированный в соцсети как panamach2 житель Испании обратился к нему с просьбой не трогать его сограждан.

Привет, брат, пожалуйста, не обижай испанцев в посольстве, мы в твоей стране были под давлением США. Мы их тоже не любим, — написал panamach2.

На это Mansoor Afghan ответил, что талибы якобы не несут никакой угрозы иностранцам.

Мы люди, уважаем других людей и ничего не предъявляем иностранным военным, — написал Mansoor Afghan.

Позже испанские СМИ оценили ответ представителя «Талибана» panamach2 как гарантию того, что испанцы в Афганистане могут чувствовать себя в безопасности.

Но при чём тут имидж «Талибана» в интернете и его успешные действия по захвату власти в Афганистане, спросите вы? Связь между пиаром и боеспособностью талибов, по мнению журналистов Vice, прямая.

Возможно, эти социальные сети сыграли важную роль в молниеносном завоевании талибами Афганистана. Вместо того чтобы участвовать в вооружённых конфликтах, в которых у них фактически не было шансов на победу, талибы, похоже, использовали мобильные телефоны и интернет-медиа, чтобы проложить свой путь к победе, убеждая мирных жителей и солдат противника в неизбежности поражения, побуждая их сдаться, чтобы избежать ненужного кровопролития, — считает корреспондент Vice Гэвин Батлер.

По мнению журналиста, используя WhatsApp как прямую линию связи с простым населением, движение смогло запустить изощрённую пропагандистскую кампанию, которая убедила афганцев сложить оружие, внушив им, что «Талибан» хотя и жесток, но великодушен к тем, кто сдался без сопротивления.

К тому же выводу приходит и юрист Престон Бирн, профессионально консультирующий технологические компании по вопросам пиара, продвижения и законодательства. На своём личном портале мужчина приходит к выводу, что открытое противостояние с правительственными войсками Афганистана, которые оснащали и тренировали военные НАТО, было заведомо проигрышным. По его мнению, отсутствие ВВС, флота и артиллерии, тяжёлой военной техники и защитной амуниции не позволило бы талибам выиграть ни один полномасштабный бой.

Похоже, на этот раз талибы попробовали кое-что другое. Сообщения из открытых источников показывают, что вместо того чтобы тренироваться и развиваться теми же темпами, что и афганская национальная армия, они просто сообщили всем в стране, что уже всё контролируют, и начали брать на себя функции правительства, — сказал Бирн.

Конечно, говорить о том, что «Талибан» захватил страну только благодаря соцсетям, нельзя: было место и подкупам, как пишет французское издание France24. Имея в своих рядах около 70 тысяч членов, талибам в открытой схватке было бы сложно устоять против 300-тысячной регулярной армии Афганистана, если бы не стечение обстоятельств.

Вывод войск США из региона, коррупция на местах, задержки зарплат афганским военным и полиции, дезертирство из вооружённых сил страны сделали своё дело. Ну а соцсети помогли талибам скоординировать свои действия и грамотно преподнести все промахи своих оппонентов, попутно «заглушив» всю оппозицию в медиапространстве.