Пламенеющая готика. Кто и зачем сжёг готический «костёл» в Калужской области на Масленицу

Филипп Качалин Филипп Качалин

В Калужской области на Масленицу сожгли тридцатиметровое готическое строение, сложенное из деревянных веток художником Николаем Полисским. Многие увидели в сожжённом объекте очертания католического костёла и задались вопросом: не попадает ли состоявшийся перформанс «Пламенеющая готика» под статью об оскорблении чувств верующих? На критику ответил сам создатель преданной огню «церкви».

17 февраля в ходе масленичного перформанса «Пламенеющая готика» вблизи деревни Никола-Ленивец в Калужской области был сожжён тридцатиметровый арт-объект, сложенный из веток.

В сожжении строения, очертаниями напоминающего католический костёл, многие увидели религиозную неприязнь. Пользователи соцсетей комментировали, что организаторы мероприятия сознательно пошли на провокацию.

Некоторые добавляли: если бы сожжённое в Никола-Ленивце здание напоминало мечеть или православную церковь, реакция была бы куда более жёсткой.

Куда безопаснее (но не менее зрелищно) было бы сжечь шар из сорока тысяч спичек, но что сделано, то сделано.

В защиту перформанса выступил создатель сожжённого объекта и художник арт-парка «Никола-Ленивец» Николай Полисский. В своём посте в фейсбуке он настаивает, что построенное здание не имело никакой религиозной символики и готический стиль часто использовался для светских сооружений — какое, утверждает художник, и должна была напоминать постройка.

Пламенеющая готика (или Flamboyant), о которой говорит Полисский, — название течения в готической архитектуре, популярное во Франции, Испании и Португалии в 15 веке. Среди самых известных зданий пламенеющей готики — Миланский собор и собор Святого Николая в швейцарском Фрибуре. Здания, принадлежащие стилю, отличают похожие на огненные языки очертания наружных элементов и удлинённая форма фронтонов и арок, придающая строению «пламенные» очертания.

В своём посте художник заверил, что не вкладывал в свою работу никакого религиозного смысла.

Обращаюсь ко всем, для кого моя работа показалась оскорбительной. В моих помыслах никогда не было идеи создать и собственноручно сжечь христианский или другой храм. В моих произведениях люди часто находят то, что я в них не закладывал, это нормально, но обвинять меня в сожжении храма — это чересчур.

Полисский добавил, что готов пойти на диалог с представителями католической и православной церквей и, если они обнаружат в его проекте что-либо кощунственное, приложит усилия, чтобы «предать проект забвению, насколько это возможно в современном мире». Кроме того, художник принёс извинения всем, кого невольно обидел перформансом.

Многие встали на защиту Полисского.

Тем временем ТАСС рассказал, что уполномоченный по правам человека в Калужской области Юрий Земельников не нашёл в масленичном перформансе следов экстремизма.

Я думаю, тут не было злого умысла изначально. Мне никакие жалобы на акцию не поступали. Экстремизма я здесь не вижу, но в следующий раз организаторам подобных акций надо крепко подумать. Возможно, стоило бы этого избежать.

Зато претензии к проведённому мероприятию высказала РПЦ. В эфире радиостанции «Говорит Москва» зампредседатель отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе заявил:

Надо проверять, кто это сделал и зачем. Разумеется, никакого посыла адекватного это не может нести, на мой взгляд. Сжигание храма, особенно христианского храма, который так или иначе символизирует христианство, конечно, вызывает очень большие вопросы.

В прошлом году в Никола-Ленивце состоялось похожее мероприятие. Правда, в 2017-м здесь на Масленицу сожгли не готическое строение, а двадцатиметровую деревянную пирамиду.

В конце прошлого года бурное обсуждение вызвали действия российского фотографа, который ради удачных кадров сжёг заброшенную деревню. А вот для этого художника его искусство «на грани» вышло боком. Он приковал себя к мраморной глыбе, но так и не смог освободиться за 18 дней. Пришлось помогать и применять циркулярку.