Инженеры до нашей эры. Учёные с помощью дизайна и бетона доказали — Моаи ходили, но не так, как вы думали

Ксения Шлёнская Ксения Шлёнская

Исследователи из США разработали необычный дизайн для бетонных строительных блоков и приподняли завесу над древней тайной. Учёные узнали, как тысячи лет назад люди без подъёмных кранов перемещали тяжёлые камни и воздвигали Стоунхендж или статуи Моаи. Оказалось, всё дело в балансе и форме, и эксперты показали, как они работали на человека.

Английский Стоунхендж и монолитные статуи Моаи на острове Пасхи были сооружены много столетий назад. Однако в 2019 году учёные не могут с точностью сказать, как древним людям без кранов и грузовиков удавалось перемещать многотонные валуны. Внести ясность в этот вопрос попытался доцент Массачусетского технологического института Брэндон Клиффорд.

В 2003 году Клиффорд вместе с партнёрами основал лабораторию Matter Design, в которой трудятся разработчики и специалисты по цифровому маркетингу. 11 апреля 2019 года на сайте компании появилась статья о результатах исследования под названием Walking Assembly, или «Ходячие блоки». Проект неспроста получил необычное имя — в рамках эксперимента учёный решил узнать, как были построены тяжеловесные древние сооружения.

Таинственные знания, связанные с транспортировкой и размещением мегалитических сооружений прошлого, ускользают от современных практиков строительства.

В рамках исследования Клиффорду вместе со специалистами строительной компании CEMEX удалось создать серию гигантских бетонных блоков, которые можно собрать в одну единую конструкцию, например, сделать из них стену с лестницей, рассказывает Gizmodo.

Диаметр самых больших валунов достигал нескольких метров, а весил каждый из них около пяти тонн. Тем не менее специалистам без труда удавалось вращать и передвигать камни благодаря их особой форме.

При работе специалисты использовали сразу несколько дизайнерских подходов. Во-первых, самые большие блоки были сделаны из бетона разной плотности, так что имели чётко выраженный центр тяжести. Во-вторых, у всех камней была особая форма — обточенные края, округлости и ровные стороны.

Получившиеся конструкции всё ещё были слишком тяжелы для человека, но благодаря дизайну учёные могли их раскачивать, поворачивать, наклонять и даже перекатывать из одного места в другое с удивительной лёгкостью и точностью. Весь секрет был в форме и балансе.

В среде конспирологов распространены теории о том, что статуи Моаи — великаны, которые жили на острове Пасхи и сами пришли к тем местам, на которых стоят теперь. После эксперимента Брэндона гипотеза не выглядит такой уж безумной — монолиты действительно могли «ходить», но лишь при помощи людей, которые раскачивали их из стороны в сторону.

То же самое ещё в 2012 году говорили и антропологи из Гавайского университета, а округлые формы статуй только подтверждают предположения учёных.

Как бы то ни было, легче поверить в предков, знающих архитектуру, чем в живых гигантов, застывших в камне. Клиффорд снял короткое видео о своих исследованиях, от которого очень сложно оторваться. Сотворить такое с камнями не смогло бы даже «Вингардиум левиоса».

Пока Клиффорд выяснял тайну происхождения Стоунхенджа, исследователи NASA проводили сладкие опыты. Учёные всего лишь получили сахар в среде, имитирующей космос, но доказали — Земля не наша родная планета.

Наука нередко бывает занимательной, но ещё интереснее людям наблюдать за скандалами в учёной среде. Недавно пользователь Reddit нашёл доказательства, что Кэти Боумен не имеет почти никакого отношения к фото чёрной дыры. Зря пользователь старался, фейл вышел таким же эпичным, как изображение коллапсара.