«Лиза, действуй!» Что на самом деле нужно переделать в российской школе

Даниил Александров Даниил Александров

Дочка президентского глашатая Дмитрия Пескова — Лиза Пескова — написала два неожиданно серьёзных комментария в инстаграме, которые как-то плохо вяжутся с тем образом, который сложился за последние пару лет: бал дебютанток Tatler, селфи на яхтах, лёгкий налёт скандала. Оказалось, что у Лизы есть собственное мнение о российском образовании. И не просто мнение, а мнение самостоятельное и притом очень нелестное. Редактор Medialeaks Даниил Александров решил написать Лизе целое ответное письмо.

Если бы Лиза была просто красивой блондинкой или даже просто молодым маркетологом — а она как раз окончила МГУ по специальности «маркетинг», — её текст (и ещё текст) можно было бы прочитать, согласиться или не согласиться, а потом благополучно забыть, как и всё, что пишут рядом с фотками в инстаграме. Но Лиза — не только молодой специалист, она — дочь пресс-секретаря президента,  не последнего человека в Кремле. Поэтому я хочу обратиться к Лизе.

Лиза, действуй!

Ты можешь не только делиться наболевшим в инстаграме, но и влиять на принятие решений. Российская система образования не в порядке? С этим невозможно спорить. Нужно сделать её лучше? Обязательно. Мы можем это сделать? Конечно. Вопрос только в том, что именно нужно делать. Тут могут быть разные мнения. Ты, например, считаешь, что в учеников пытаются «запихнуть всю информацию в мире». А мне кажется, что в школьной программе ещё многого не хватает. Но я уверен, что по нескольким пунктам согласимся не только мы с тобой, но и большинство школьников, и молодые учителя, которые только-только идут работать.

Вот эти пункты.

Учебники и гаджеты

То, как сейчас выглядят школьные учебники, это просто беда. В XXI веке и пятиклассники, и десятиклассники таскают за собой десятикилограммовые рюкзаки, в которых для каждого предмета — по три книги или толстых тетради. Зачем?

Вроде бы придумано всё это для того, чтобы было интереснее решать задачи и делать упражнения. Ушли от старой системы «читаем учебник, решаем в тетрадке», но до планшетов и смартфонов не дошли. Ушли от умения самостоятельно расписывать решения примеров и изложения, писать диктанты в виде связных текстов, но не дошли до настоящего интерактива со всеми его возможностями. Зависли посередине.

Пусть у России пока нет возможности, как у мэрии Лос-Анджелеса, купить всем школьникам по айпэду. Но купить школьнику одну электронную книгу на восемь лет и обновлять там учебники, бесплатно, как и положено в школе? Это мы вполне можем. И стоить государству это будет намного дешевле, чем лопатить гигатонны бумаги на новые учебники каждый год. Убей бумажный учебник, спаси дерево! А «интерактив» можно временно вернуть в обычные зелёные клетчатые тетрадки. Поменять их на планшеты, когда Россия станет побогаче, никогда не поздно.

А почему это до сих пор не сделано? Да потому что издательства за компанию с чиновниками от образования зарабатывают на этом неплохие деньги. Может, поговоришь об этом с отцом?

Учителя

Учителя, ты считаешь, скучно учат, совсем не так, как во Франции, где они сидят на столе, болтая ногами, и рассказывают ученикам предмет, как бабушки внукам. И ты права!

Но что делать, если в педагогические вузы идут те, кто недобрал баллов для университетов покруче? А из этих молодых педагогов в школу в основном идут те, кто не смог устроиться получше? А те, кто всё-таки хотел попасть в школу, считая учительство призванием, вынуждены проделывать гору бумажной работы, чтобы добиться прибавки к скромной зарплате? Да ещё терпеть тиранию директоров, работать в избиркомах во время выборов и трястись постоянно за своё место на переаттестациях?

Например, если мужчина в 40 лет работает учителем в школе — если это, конечно, не частная школа или специальный крутой физико-математический лицей, — его даже сами дети считают неудачником.

Нужно решение, и оно есть, причём элементарное. Школьные учителя должны иметь «неприкасаемые» контракты, как в Европе, и достойные зарплаты. Но это не главное! Мужчина-учитель после вуза может получить отсрочку от армии, или даже больше — два года работы в школе могут идти в зачёт альтернативной гражданской службы. И вот уже тебе резкий рост конкурса в педвузы. Тем учителям, у которых нет собственной квартиры или дома, должны давать жильё рядом с работой, ипотеку за которое платит школа — но только пока они работают. И,  наконец, при выходе на пенсию учителя должны быть приравнены к госслужащим.

И вот ещё что! Чтобы учителей уважали ученики, а они чувствовали себя комфортно и преподавали интересно, их нужно освободить от бесконечных методичек, программ и «поурочных планов», которые они обязаны сдавать четыре раза в год. Есть учебник? Есть экзамены по программе? Свободен. Работай, как тебе нужно. Оценивать труд учителя будут по результату, а не по процессу.

Как думаешь, прокатят такие реформы?

Большая программа

Вроде бы 11 лет учат чему-то по пять часов в день. Готовишься к ЕГЭ — с ума сходишь от напряжения: столько всего нужно запомнить, зазубрить. Через три месяца после экзамена — как будто память стёрли. Знакомо? И вроде бы логично — сократить программу.

Но как-то наши бабушки и дедушки, да и родители, умудрялись всё то же самое выучить, и даже не особенно напрягались! У них даже свободное время оставалось ещё после кружков. Так что, может быть, проблема не в объёме, а в том, что именно в современном мире нужно учить и как?

Почему не потратить больше времени на чтение самих книг и их свободное обсуждение с учителем вместо зубрёжки теории и истории литературы, как будто ты уже на филологическом факультете? Почему не заменить тупые сборники примеров на нестандартные задачники по математике и логике? Вот, например, задачник замечательного математика Владимира Арнольда (его и покупать не надо, скачал в телефон — и готово). Большинство задач в нём вполне по силам даже троечникам — если они, конечно, заставят себя хоть немного подумать. Если прорешать с классом эти задачи за пару лет, это прибавит ученикам больше серого вещества, чем все десять лет арифметики, алгебры и геометрии по стандартным школьным учебникам. И это в сто раз интереснее.

А почему вместо зубрёжки косинусов, стилистических разборов, угольных бассейнов и сотен никому не нужных дат нельзя сделать программу более ориентированной на прокачку умения самостоятельно думать, а также донести свои мысли до учителя и класса? Да потому что тогда нечего будет делать сотне тысяч школьных методистов и чиновников в тысячах отделов народного образования и в министерстве.

Может, просто разогнать всю эту камарилью, позвать пару-тройку лучших преподавателей из лучших московских, питерских, новосибирских школ, дать им год и свободу действий? Как в старом монологе Жванецкого, которого ты, Лиза, скорее всего, не знаешь: может, в консерватории что-то подправить?

ЕГЭ

Единый тестовый экзамен есть во всех развитых странах, где с образованием дела обстоят получше, чем у нас. И альтернативы стандартному тесту, которая сделала бы оценку знаний и справедливой, и точной, а к тому же ещё и могла бы дать равный доступ к высшему образованию, просто не существует. Да, у теста есть свои недостатки, но его достоинства всё искупают. Тут и спорить не о чем.

Но как быть со списыванием, с коррупцией, о которой ты пишешь? Ведь и правда покупают до сих пор ответы — далеко не везде, конечно. И результаты подменяют, несмотря на то, что экзамен вроде как анонимный. С коррупцией можно бороться репрессивными мерами, и даже достичь некоторых успехов. Вот, например, Путин борется с коррупцией, и даже где-то её победил. Вроде бы. Ну, по крайней мере, так говорят. Но в целом-то ситуация так себе. Вот и в образовании тоже.

Почему во Франции никто не списывает? Вовсе не потому, что там все хорошие, а потому что просто незачем. В любые государственные вузы может поступить совершенно бесплатно любой француз, окончивший лицей и сносно говорящий по-французски. Если выяснится, что он дурак или прогуливал школу, его выгонят уже через полгода, ну, через год. Зачем ему тогда подделывать результаты тестов? Кого обманывать, себя?

Если у нас на госслужбу берут за взятки, по знакомству, по принципу местничества, личной преданности, зачем хорошо учиться, зачем реально получать образование? Да незачем. А частный бизнес становится постепенно всё более государственным, и порядки там наводятся такие же. А после того как академия наук стала просто филиалом министерства образования, там теперь то же самое. И депутатов у нас не выбирают, а назначают — нафига им тогда быть реально образованными? И все всё покупают в результате. Просто для галочки, для корочки. ЕГЭ, потом диплом, потом диссертацию. Вот и вся коррупция в образовании.

Вот с этим что делать, я, честно, Лиза, не знаю. Но ты с отцом всё равно поговори. Может, он что-то придумает?

Текст Даниила Александрова является авторской колонкой, и его мнение может не совпадать с мнением редакции или читателя.