Машина рисует абстрактные картины шариковой ручкой. Звучит просто, но выглядит изумительно

Дмитрий Степин Дмитрий Степин

Джеймс Нолан Гэнди из Флориды — художник, создающий свои работы с помощью специальной машины и шариковых ручек. Получаются абстрактные картины из переплетающихся волнистых линий. По словам Джеймса, в своих творениях он объединил графику, математику, механику и даже музыку.

Джеймс уже больше 20 лет зарабатывает на жизнь изготовлением мебели на заказ. После 15 лет работы по дереву он научился также обрабатывать металлические детали, со временем увлёкся современным искусством и придумал рисующие машины. Судя по информации на его сайте, в данный момент у Джеймса есть две таких машины, одна из которых носит красивое название «гармонограф».

По словам художника, гармонограф, изображая колебания на бумаге, создаёт визуальную интерпретацию музыкальной гармонии. Вторая механическая рисующая машина инженера почему-то осталась без имени, но стала более сложным и масштабным творением. У неё больше осей и направлений колебания, и она может создавать более сложные, хотя и более хаотичные картины.

Джеймс прикрепляет к своим машинам шариковые ручки разных цветов и запускает цикл из колебаний разной частоты и амплитуды. При этом стол, на котором лежит бумага, тоже движется и вращается. Результатами работы Джеймс делится в инстаграме.

Но самое интересное — это ролики, показывающие процесс создания геометрических картин. Правда, видео, записанные на обычной скорости, имеют очень неторопливый темп. Но, стоит признать, даже в этом есть что-то гипнотическое — наверняка в борьбе со стрессом эти ролики помогут не хуже, чем те залипательные видео, где разное мыло режут ножом.

Конечно, за большим количеством таких медленных видео было бы скучно наблюдать, поэтому Джеймс снимает много таймлапсов, на которых его работы появляются всего за несколько секунд. Как, например, эта фигура из четырёх колец, при рисовании которой, что интересно, стол делает только три оборота.

Иногда таймлапсы показывают, как изначальные формы отходят куда-то на задний план, а вместо них проявляются новые, и даже атмосфера картины каким-то образом меняется.

Джеймс пока не придумал механизм, который заставлял бы ручку отрываться от бумаги с заданной периодичностью, поэтому для некоторых картин приподнимает элемент машины вручную. Его глазомеру остаётся только позавидовать: интервалы между линиями получаются почти такими же ровными, как если бы движениями Джеймса тоже управляла машина.

Возможно, кому-нибудь стоит подбросить ему новую капчу для роботов, которую не может пройти человек — вдруг у него получится?


А для некоторых роликов Джеймс синхронизирует частоту кадров с частотой колебаний пишущего элемента машины. Получается такой же эффект, как на известном видео с птицей, которая летает, «не двигая крыльями»: кажется, что машина почти не двигается, а рисунки появляются сами собой.

А если прокручивать это видео задом наперёд, получится не менее интересный ролик про то, как причудливый узор сам собой исчезает.

Конечно, работы Джеймса исключительно абстрактные, в отличие от работ Кароля Рыбаковски из Польши, создающего гиперреалистичные татуировки, иногда даже имеющие трёхмерный эффект. Зато Джеймс проводит сложные рассчёты ради искусства, и в этом с ним может сравниться разве что японец под ником Марураба, который рисует аниме в Microsoft Excel.