«Безголовые женщины Голливуда»: как проект об объективации в постерах к фильмам снова стал актуальным

Дмитрий Степин Дмитрий Степин

Комедийная сценаристка Марсия Белкси ведёт проект, в котором показывает, как часто на голливудских постерах изображают тело женщины, но не её голову. Марсия считает, что это одно из проявлений объективации. Она утверждает, что даже использование таких художественных приёмов в качестве отсылок к старым фильмам только поддерживает сексистскую традицию. Под раздачу попал даже фильм «Чудо-женщина», который обычно считают одним из образцов картин о сильных героинях.

Марсия занимается стендап-комедией и поёт в группе Free the Mind. Также она написала сценарий к мюзиклу по книге «Рассказ служанки», которая легла в основу одноимённого сериала, завоевавшего любовь критиков. Свой проект «Безголовые женщины Голливуда» она ведёт с 2016 года. Недавно Марсия отмечала вторую годовщину запуска проекта, и теперь на него обратили внимания крупные СМИ, включая BBC, The Daily Dot и indy100, а также множество пользователей соцсетей.

Взрыв популярности в основном объясняется тем, насколько актуальна тема объективации женщин на фоне того, как скандалы вокруг домогательств нашли отголосок даже в индустрии аниме. Аккаунты проекта «Безголовые жанщины Голливуда» в твиттере и Tumblr показывают кинопостеры, создатели которых не посчитали нужным поместить на них лица актрис, но подчеркнули их сексуальность. Большинство постов сопровождается комментариями о том, как такой приём продвигает образ женщины как объекта, у которого важна только сексуальность.

Отдельно Марсия отмечает серию постеров к фильму 2015 года «Kingsman: Секретная служба». Шпионский боевик пародирует многие фильмы о Джеймсе Бонде, в которых тоже находили много сексизма, но юмористка убеждена, что промокампания не высмеивает этот сексизм, а использует сама.

Один из самых спорных постов проекта связан с фильмом «Чудо-женщина», который позитивно восприняло почти всё феминистическое движение, ведь главная героиня — настоящий образец эмансипации. Впрочем, с этим спорил режиссёр Джеймс Кэмерон, считавший, что это шаг назад по сравнению с образом Сары Коннор из фильмов о Терминаторе.

Кроме Марсии тему объективации на постерах недавно поднял сирийский художник под ником Saint Hoax. Он выпустил серию из трёх постеров «Хватит вырезать женщин из общей картины», суть которых почти такая же, как у проекта Марсии: постеры с сексуализированными образами женщин показаны на светлом фоне с табличкой «Мои глаза вообще-то здесь» на том месте, где и в самом деле были бы глаза героинь, если бы их показывали.

Картинки от Saint Hoax дают более детальный взгляд на проблему: он дополняет статистикой о том, как мало важных мест в киноиндустрии достаётся женщинам. Статистика основана на ста самых кассовых фильмах 2017 года.

«Операторами 98 процентов фильмов являются мужчины».
«Режиссёрами 92 процентов фильмов являются мужчины».
«Продюсерами 76 процентов фильмов являются мужчины».

Равноправие полов до сих пор остаётся вопросом, в котором очень легко кого-то задеть, как это случилось с производителями пива для женщин, которые очень неудачно выбрали цвет для этикетки. Может быть, и создателям постеров, и защитникам женщин на них стоит спросить у самих актрис, как они относятся к использованию таких приёмов. Не исключено, что их ответ удивит так же, как ответ Дженнифер Лоуренс феменисткам, решившим, что её заставляют стоять на морозе без тёплой одежды.