«Амели», «Пространство между нами» и другие источники заимствований в «Форме воды» в одном коротком видео

Режиссёра Гильермо дель Торо, получившего «Оскар» за фильм «Форма воды», уже не один раз обвинили в плагиате. Более того, один драматург даже подал в суд. Французский кинематографист и блогер Улисс Тевенон смонтировал небольшой ролик, в котором показал, какие именно сцены откуда были взяты. В подборке не хватает только советского «Человека-амфибии», но мы восполнили этот пробел.

4 марта в Лос-Анджелесе вручили премии Американской киноакадемии, и четыре статуэтки «Оскара» достались фильму «Форма воды» режиссёра Гильермо дель Торо — в том числе призы за лучший фильм и лучшую режиссуру. Тогда в соцсетях многие рвали и метали, потому что считали, что академики отобрали главный приз у картины «Три биллборда на границе Эббинга, Миссури».

Но ещё задолго до вручения «Оскаров» Гильермо дель Торо стали обвинять в том, что в нескольких моментах его фильм похож на чужие работы, и даже в прямом плагиате. В России, естественно, много говорили о том, что сюжет заимствован из романа Алексндра Беляева «Человек-амфибия» и соответствующего фильма 1961 года, и отчасти это действительно так.

Читайте на Medialeaks: Австралийцы задали очередную загадку «Найди змею». Но вы её, скорее всего, не найдёте

Главный герой — гуманоид, который умеет дышать под водой и на земле, но ему противопоказано долго быть на суше. У него завязывается роман с обычной земной девушкой. Он попадает в тюрьму и сбегает оттуда. На этом сходство заканчивается и начинаются серьёзные различия.

Но помимо старого советского фильма у дель Торо было как минимум семь других источников, считает французский режиссёр Улисс Тевенон. Он доказывает это с помощью мультиэкрана. В его ролике 24 сцены из семи разных картин, и сходство с «Формой воды» действительно впечатляет. Вот их перечень:

«Тварь из Чёрной лагуны» (1954) — четыре сцены;
«Амели» (2001) — три сцены;
«Деликатесы» (1991) — две сцены;
«Пространство между нами» (2015) — четыре сцены;
«Всплеск» (1984) — пять сцен;
«Королевская свадьба» (1951) — одна сцена;
«Дай мне услышать твой шёпот» (1969) — пять сцен.

Классический ужастик «Тварь из Чёрной лагуны» рассказывает о «жаброчеловеке», которого учёные нашли в глубине Амазонии. На этом сюжетные совпадения заканчиваются, не считая того, что в старом фильме тоже есть девушка. Но мотивы противостояния жабродышащей твари и злонамеренных учёных и военных есть и там, и там.

Есть и прямые визуальные заимствования: построение кадра, грим.

То же можно сказать о «Королевской свадьбе», музыкальной комедии, где есть похожий танец со швабрами.

Гораздо интереснее история про Жан-Пьера Жёне и его фильмы. В целом эстетика «Формы воды» очень близка к работам соавтора Жёне — Марка Каро, который участвовал в создании «Деликатесов» и «Города потерянных детей» как режиссёр и художник. В общей сложности из «Амели» и «Деликатесов» взято шесть сцен, и две из них очень яркие: это сцена в затопленной ванной и «маленький балет» на диване.

Кроме того, налицо несколько общих мотивов. Уборщица из «Формы воды» дружит со скромным дизайнером, непризнанным художником, и эта пара очень похожа на Амели и её соседа, который втайне копирует Ренуара. В «Деликатесах» есть романтическая пара, каждый в которой по-своему отчуждён от общества. Жан-Пьер Жёне обвинил дель Торо в плагиате совершенно открыто, писал IndieWire.

Зрители также нашли недвусмысленные заимствования из голландской короткометражки «Пространство между нами» 2015 года, снятой молодым режиссёром Марком Ноллькампером. В этом фильме действие происходит на постапокалиптической Земле, где не хватает кислорода, и в основе сюжета — роман между обычной девушкой и мужчиной-водяным, который находится в плену.

Визуальные параллели тоже явные. Киноассоциация Нидерландов, как сообщает IndieWire, официально заявила, что плагиата не видит, и режиссёр публично претензий не предъявлял.

А вот сын драматурга Пола Зиндера, который написал пьесу «Дай мне услышать твой шёпот», подал на дель Торо в суд. В постановке 1969 года сюжет такой: уборщица проникается глубоким сочувствием к дельфину, которого держат в лаборатории, и пытается его спасти, выкрав из аквариума. Как сообщает The Guardian, студия Fox Searchlight, которая снимала «Форму воды», заявила, что Гильермо дель Торо никогда не читал пьесы и не видел фильма, а плагиат абсолютно исключён. Пока что стороны не договорились.

Ещё одним источником вдохновения для дель Торо мог быть фильм «Всплеск» Рона Ховарда. В нём речь идёт о романе мужчины и русалки в наши дни. Девушка-русалка оказывается в полиции, её приходится выручать, но кончается всё, разумеется, хорошо. Сходство сюжета очень отдалённое, а вот некоторые сцены — один в один.

Вот ролик целиком.

Улисс Тевенон упускает один источник, из которого были сделаны заимствования в «Форме воды», — наш советский фильм «Человек-амфибия». Мы исправляем эту оплошность. В принципе, в двух картинах есть несколько похожих сцен, но мы выбрали одну, которая сразу бросается в глаза и которой нет в других семи фильмах-прототипах. Это сцена побега.

Сам Гильермо дель Торо источником своего вдохновения называет реальные встречи со сверхъестественным. Он считает, что видел НЛО и, более того, дважды видел самых настоящих призраков. Оставим это на его совести.

На церемонии вручения «Оскаров» дель Торо, кажется, и сам не до конца верил в свой успех, потому что на всякий случай проверил конверт с именем лауреата, прежде чем взять статуэтку и сказать речь. За это спасибо анекдотическому случаю из 2017 года. Тогда лучшим фильмом ошибочно объявили «Ла-ла Ленд», и режиссёр Дэмьен Шазелл, труппа и продюсеры уже начали радоваться, но, увы, главный приз ушёл «Лунному свету».