Стоунхеджи нашего времени. Художник складывает камешки и листья в узоры, на которые можно смотреть вечно

Анатолий Арни Анатолий Арни

Художник из Британии превращает свои походы на природу в создание инсталляций. Посещая удалённые от городов места, оставляет там после себя творения, собранные из найденных камней и листьев. И судя по результатам этого кропотливого труда, создавая геометрически выверенные башенки из камней и рисунки из листьев с веточками, художник оказывается близок к дзену и нирване.

В умелых руках подручные материалы, которые многие бы посчитали обычным мусором, нередко приобретают новые свойства. Мужчину с Филиппин сделали знаменитым статуэтки трансформеров, Хищника и других героев блокбастеров, которые он делает из старых подошв от ботинок. В Голливуде один известный когда-то актёр ударился в постмодернизм и косплеит наряды коллег по цеху, создавая костюмы из макарошек и изоленты.

Добавим в этот список одного британца, но с несколько иными навыками: он повсюду создаёт маленькие стоунхеджи и другие мистические фигурки, оставляя их как сюрприз для окружающих. Джеймс Брант из Йоркшира в прошлом учился на искусствоведа и работал в музеях современного искусства в Лондоне, но в определённый момент жизни решил остепениться и уехать подальше от мегаполисов в небольшое поселение в Йоркшире.

Переезд не повлиял на его страсть к искусству, и отсутствие множества музеев в Йоркшире мужчина решил компенсировать созданием экспонатов собственного музея, который находится одновременно нигде и на территории всей Англии. Во время прогулок Джеймс создаёт произведения искусства из того, что ему попадается под руку в путешествии. Например, укладывает найденные им похожие друг на друга листочки в узор, лежащий прямо посреди дороги.

Узоры складываются не только из листьев — оказавшись на берегу моря, Джеймс может выложить на песке такие круги из ракушек.

Рассказывая о своём творчестве в фейсбуке, он отмечает, что на создание спиралей и кругов из листьев с камешками у него уходит по несколько часов кропотливой работы. Главная проблема для художника — найти в одном месте множество гармонирующих друг с другом камней, листьев или ракушек, из которых составляются инсталляции.

Творения Джеймса напоминают многим о буддизме и мандалах. Это не удивительно: во время создания работ художник достигает уровня концентрации и расслабления, который можно сравнить с медитацией. Кстати, в России мандалы тоже любят. Московская художница, к примеру, поиграла с фотографиями метро и создала из них психоделичные узоры, на которые стоит смотреть только с включённой тематической музыкой.

Как бы то ни было, опавшие листья и ракушки в творчестве Джеймса не главное. Гораздо больше известности ему приносят творения из обычных камешков.

Художник не может рассчитывать на прочность своих творений, но иногда случайные туристы во время прогулки по берегу в Йоркшире неожиданно могут наткнуться на что-то вроде этого.

Или увидеть выложенную на берегу многослойную спираль из камней.

А кто-то однажды обнаружит миниатюрный буддистский храм у моря. Это вам не домики или даже замки из песка (хотя в последних можно безмятежно жить годами — доказано одним бразильцем).

Джеймс создаёт свои творения во время обычных прогулок на природе. Иногда его поход в лес приводит к тому, что все, кто захочет повторить маршрут художника, наткнутся на оставленные им знаки.

Это могут быть выложенные на дороге ромбики из веточек.

Или просто жутковатые жёлуди, застывшие в своём движении к дубу.

Но не всем нравится творчество Бранта. Одной из неожиданных для него проблем стали экоактивисты, которые упрекают художника в том, что ради красивой инсталляции он разрушает маленькие миры живущих рядом насекомых и животных. В своё оправдание мужчина говорит, что у него есть собственный кодекс по работе с природными материалами, которого он придерживается:

  • Не относить камни далеко от того места, где он их нашёл (к камням на пляже не относится: Джеймс считает, что их и без помощи человека по несколько раз за день сдвигает прибоем).
  • Не выкапывать камни и материалы из земли.
  • Не создавать что-то в ручьях и прочей проточной воде.
  • Не использовать клей в создании скульптур и не пытаться продлить срок их существования искусственными методами.
  • Не работать там, где обычно не появляется человек.

Кроме того, Джеймс сам относит себя к числу экозащитников. Он принимает участие в деятельности организации, которая пытается привлечь внимание людей к необходимости «ответственной» рыбалки.

В любом случае запомнят его по другим достижениям.

Сложно найти сопоставимых с Брантом умельцев, которые могут связать подручные материалы с искусством, но его можно видеть не только в камешках. Парень из Штатов научился извлекать из своей дешёвой стиральной машинки звуки, которые можно сравнить с треком модного эмбиент-исполнителя. А в России в это же время из подручных материалов школьники построили кабак (простоял он, конечно же, недолго).