Читатели путают книгу с критикой Трампа и книгу о Второй мировой. Последняя уже стала бестселлером

Дмитрий Степин Дмитрий Степин

Выход книги американского автора Майкла Вульффа «Огонь и ярость: внутри Белого дома Трампа», критикующей работу президента США, принёс ей огромную популярность, но неожиданно часть славы досталась другой книге, исторической работе с похожим названием — «Огонь и ярость: бомбардировки Германии силами союзников в 1942-1945» Рэнделла Хансена. Вышедшая десять лет назад книга попала в списки бестселлеров, а автор благодарен за свалившуюся на него популярность.

Продажи «Огня и ярости» Майкла Вульффа стартовали 5 января, несмотря на поступившие днём ранее письма от адвокатов Дональда Трампа, которые требовали отменить публикацию книги и угрожали судом. Уже через три дня заказы перевалили за миллион экземпляров.

По сообщениям Motherboard, в магазинах и библиотеках выстроились огромные очереди, а издательству пришлось срочно печатать дополнительный тираж. На пиратских сайтах количество скачиваний работы Вульффа достигло отметок, сопоставимых со скачиванием фильмов и видеоигр, что очень редко бывает с книгами.

Ажиотаж вокруг книги о президенте всколыхнул волну интереса к работе канадского доктора исторических наук Рэнделла Хансена с почти аналогичным названием, но повествующей о Второй мировой войне. Публикация его «Огня и ярости» состоялась в 2008 году. Книга получила несколько престижных наград, и за 10 лет было продано около 15 тысяч экземпляров (большинство — за первые год или два). Однако уже в первый день продаж книги Вульффа ситуация изменилась.

Хансен рассказал каналу CBC, что отдыхал вечером с друзьями и обсуждал с ними выход книги Вульффа с почти таким же названием, какое было у его книги десятилетней давности. В какой-то момент он открыл сайт Amazon и с удивлением обнаружил, что его работа, посвящённая бомбардировкам Германии, попала в три списка бестселлеров. Ближе к ночи он поделился этой историей с подписчиками своего твиттера.

За ночь история набрала сотни ретвитов, и уже на следующий день Хансену стали поступать запросы об интервью от ведущих американских и европейских СМИ. Последующее появление в эфире CBC привлекло ещё больше внимания к книге канадского историка, и ему стали писать читатели, которые впервые узнали о ней и сразу же заинтересовались.

6 января книга Хансена даже была недоступна на Amazon из-за того, что закончилась на складе, но, судя по более поздним твитам читателей, запасы были пополнены и продажи продолжились. В интервью CBC историк сказал, что пока не может оценить, сколько именно экземпляров книги купили благодаря неожиданной волне популярности: эту информацию он получит от издательства вместе с авторскими отчислениями в конце месяца.

Сам Хансен относится к ситуации с некоторой иронией, но утверждает, что люди, купившие его книгу по ошибке, всё равно смогут узнать из неё нечто касающееся актуальных политических событий.

Это забавно, но мои продажи не так важны. На что я надеюсь, так это на то, что в то время, как этот нестабильный демагог угрожает войной, люди, прочитавшие мою книгу, задумаются о моральной стороне войны и о чудовищных последствиях войны для мирного населения. Если это произойдёт, будет не только весело — вся эта шумиха будет того стоить.

Кстати, кое у кого уже появились идеи о том, как использовать эту волну хайпа. Возможно, не поздно написать ещё одну книгу «Огонь и ярость».

А может быть, часть публики, желавшей прочитать о похождениях эксцентричного президента, но купившей не ту книгу, заинтересуется историей и будет следить за дальнейшими работами Хансена и его коллег. Порой волну интереса к книге может спровоцировать как раз её появление в поле зрения у нетипичной аудитории. Например, молодые пользователи твиттера открыли для себя творчество Владимира Сорокина (и долго не могли поднять челюсти с пола).