Чиновники 60 лет искали пропавшую картину мастера, но не там. Стоило внимательно изучить стены своих кабинетов

Полина Бронштейн Полина Бронштейн

Произведение висело в кабинете чиновника, скрывая правду о себе. Тайну удалось раскрыть лишь спустя 60 лет

Картина несколько десятков лет висела в стенах бельгийской администрации, но никто не подозревал, какую тайну она скрывает. Спасибо экспертам, которым удалось выпустить все скелеты из шкафа. Теперь у искусствоведов появился повод отметить окончание 60-летних поисков шедевра.

Приятно осознавать, что давно утерянное найдено. Например, дорогу к хозяину нашло кольцо, 40 лет пролежавшее в земле, — на него наткнулся кладоискатель-любитель, когда вышел на прогулку. Или картина, которую удалось вернуть в музей, хотя специалисты уже и не надеялись её увидеть.

Похожая история произошла в Бельгии, где совершенно случайно вскрылась правда о давно пропавшей картине, пишет The Guardian.

(без названия)
Полотно фламандского художника Якоба Йорданса считали утерянным

Всё это время полотно «Святое Семейство» фламандского художника Якоба Йорданса находилось на видном месте — в кабинете местного советника по планированию и развитию. Правда, никто не догадывался (и даже сам чиновник), что стену украшает не копия с оригинала, а как раз сам оригинал произведения.

Картине пришлось провисеть 60 лет, чтобы наконец-то её тайна раскрылась и полотно заняло законное место в музее.

Открытие произошло благодаря Королевскому институту культурного наследия и другим специалистам в рамках проекта по инвентаризации ценностей. По результатам исследований эксперты пришли к удивительному выводу, что картина действительно не была копией. Более того, анализ показал, что найденное «Святое Семейство» — старейшая версия серии работ Йорданса на ту же тематику и, вероятнее всего, прототип трёх последующих реплик мастера.

(без названия)
60 лет картина находилась в стенах брюссельской администрации

Эта работа даст нам лучшее представление о более поздних версиях, — отметил один из специалистов.

Считается, что произведение художник написал в 1617 или 1618 году, возможно, в мастерской Рубенса. Это прослеживается в тёплой палитре красок, которую использовал художник, и в особом натурализме его работы. Именно Рубенс повлиял на дальнейшее творчество Якоба Йорданса — ярчайшего представителя фламандского барокко.

(без названия)
После реставрации картина перейдёт в руки брюссельского Королевского музея изящных искусств

Три другие вариации «Святого Семейства» Йорданса сейчас можно увидеть в нью-йоркском Метрополитен-музее, в Старой пинакотеке Мюнхена и в петербургском Государственном Эрмитаже. Полотно-прототип обещают выставить в брюссельском Королевском музее изящных искусств, но уже после реставрации.

Семья хранила в доме картину английского художника Джона Констебла и думала, что это подделка. Предположения оказались ошибкой, ведь полотну место в музее.

А семейное зеркало 40 лет висело в туалете, скрывая от владельцев правду. Когда-то в него смотрелась сама Мария-Антуанетта.