Xiaomi составила шпаргалку для менеджеров: что не стоит говорить журналистам. И — упс! — раздала журналистам

Даниил Александров Даниил Александров

После неудачного размещения акций на Гонконгской бирже PR-служба китайского производителя мобильных телефонов Xiaomi попыталась спасти положение, написав инструкции для сотрудников, в которых были чёткие указания, как общаться с журналистами. Вот только раздали эти инструкции самим журналистам. Неловко получилось.

В понедельник 9 июля компания Xiaomi провела IPO — первичное размещение акций на Гонконгской бирже. Как пишет CNews, всё пошло немного не по плану: в общей сложности за проданные акции компания получила 54,3 миллиарда долларов, а рассчитывала выручить почти в полтора раза больше — около 75 миллиардов.

Акции продавались по 17 гонконгских долларов (135,5 рубля), но за первый день подешевели на два процента, до 16,6 гонконгских долларов (132,3 рубля). При этом индекс всей биржи в этот день вырос на полтора процента. По любым меркам размещение акций Xiaomi можно назвать провалом.

PR-служба Xiaomi стала бороться с проблемой и попыталась решить её привычным для пиарщиков способом: раздав высокопоставленным сотрудникам инструкции, в которых говорится, как надо общаться с журналистами. Но вот беда: по ошибке эти инструкции PR-служба разослала не только сотрудникам, но и всем журналистам из своего списка.

Инструкцию в твиттере опубликовала целиком корреспондентка Reuters Сицзя Цзин. В тексте сначала пишут, о чём могут спрашивать журналисты во время пресс-конференции — к вопросам нужно быть готовым заранее. Вот четыре главные темы, говорить на которые менеджерам надо с осторожностью:

— Сколько человек у вас в подчинении?
— Что вы чувствуете в связи с выходом компании на биржу?
— Сколько акций компании вам принадлежит?
— Удовлетворены ли вы размещением? Считаете ли вы, что компания должна стоить больше?

Дальше даются чёткие указания, как нужно себя вести с журналистами.

Сохраняйте спокойствие. Не отвечайте на вопросы прямо. Не отвечайте резко на резкие вопросы. Не давайте никакой персональной информации, не говорите о своём благосостоянии, о семье — раскрытие личной жизни и сведений о доходах может привести к ущербу для ваших близких.

Кроме того, пиарщики не рекомендуют называть свои контакты в WeChat, а также дают чёткие указания, как надо говорить о руководителе компании — генеральном директоре Xiaomi Лэе Цзюне.

Он дальновидный, трудолюбивый. Он — образец для подражания.

В инструкции приведено пять рекомендованных ответов, которые нужно давать на любые вопросы:

— Я сотрудник Xiaomi, и меня пригласили для участия в церемонии выхода компании на биржу. Все наши сотрудники приложили за последние восемь лет много усилий, чтобы этот день настал, и мы счастливы присутствовать при этом историческом событии. Когда мы вернёмся, мы поделимся радостью с нашими коллегами на родине.
— Сегодня для нас очень большой день! Как сотрудники Xiaomi мы просто счастливы и невероятно воодушевлены.
— Мы гордимся достижениями Xiaomi на данном этапе и считаем, что впереди у компании ещё много свершений. Xiaomi — молодая и динамично развивающаяся компания.
— В истории любого бизнеса бывают более и менее удачные моменты. Перед компанией стоят стратегические задачи, мы нацелены на долгосрочное развитие.
— Я пришёл в команду Xiaomi *** лет назад, и я горжусь тем, что мне удалось стать частью этого успешного коллектива. Сегодня мы переживаем исторический момент. Этот день вдохновит нас на то, чтобы работать ещё больше и добиваться ещё более высоких результатов.

Сицзя Цзин рассказала, что компания, которую Xiaomi наняла для PR-поддержки, по какой-то не вполне понятной причине оставила эти инструкции на стойке регистрации при входе на пресс-конференцию, а кроме того сотрудники лично раздали листки нескольким журналистам, вероятно, приняв их за менеджеров Xiaomi.

В реплаях коллеги Сицзя отмечают, что в тексте также говорилось о «безответственных медиа», что, конечно, в дальнейшем сослужит отличную службу компании. Теперь журналисты знают, как к ним относятся в Xiaomi: ни в чём не доверяют, считают, что они могут причинить вред семьям сотрудников, не разрешают даже дружить в WeChat.

Один из подписчиков журналистки описывает в целом своё отношение к Xiaomi так:

Xiaomi просто всё превращает в фейк. Фейковые продажи, фейковая информация о продажах и так далее. Они теряют покупателей.

Пиарщики чутко охраняют своих нанимателей от неприятных вопросов, особенно когда что-то идёт не так. Не исключение и пресс-служба Владимира Путина. О том, как отбирают журналистов и обычных граждан для прямой линии с президентом, ходят легенды. Но в 2018 году это не помешало очень злым вопросам и репликам в виде эсэмэсок появиться в эфире федеральных каналов. Фейл или управляемый негатив?

Саму Xiaomi, точнее её телефоны, преследует нехорошая слава. Весной 2018 года в соцсетях появилось множество мемов о владельцах этих гаджетов. Покупателей китайских смартфонов в них сравнили с бездомными попрошайками. По версии авторов мема, обладатели Xiaomi и других китайских марок побираются на улицах, чтобы взять смартфон в пожизненный кредит.