«Сумасшедших стало больше». Актёры Ярмольник и Фоменко дали в Латвии спорное интервью о России

Анастасия Кривец Анастасия Кривец

Российские актёры Леонид Ярмольник и Николай Фоменко в эфире латвийской радиостанции Baltkom дали почти часовое интервью, которое начиналось с разговора о новогоднем спектакле и закончилось обсуждением российской политики, общества и «уровня развития», каким он представляется актёрам.

r2

Леонид Ярмольник и Николай Фоменко приехали в Латвию с гастролями спектакля «И снова с наступающим» и дали интервью радиостанции Baltkom. Началась беседа с разговоров о Новом годе и Рождестве и работе актёров в новогодних фильмах и театральных проектах. Затем ведущие упомянули фильм «Трудно быть богом», в котором снимался Ярмольник, и спросили, почему он «прошёл мимо» зрителя.

Это не «Ёлки», и я могу этим только гордиться, потому что это не то кино, которое сегодня страшно рекламируется, и потом это все смотрят. Это касается и американского кино, и нашего, когда рекламы больше, чем самого кино, и существа меньше… Много кто хвалил, много ругал, но Россия промолчала — такая у нас традиция, но он вошёл в 100 лучших фильмов со времён [братьев] Люмьер, по мнению французской киноакадемии, американской и английской. Леонид Ярмольник

Леонид заявил, что предрекал, что картина не будет интересна для широкого зрителя, и он «прощает» зрителей, которые не готовы видеть жёсткие сцены.

Они его не понимают, они не знают, кто такие Стругацкие, и незнакомы с этой литературой, но сейчас молодое поколение этим грешит, они вообще мало читают. Леонид Ярмольник

Затем ведущие начали говорить с актёрами о политике на телевидении и задали вопрос о программе КВН, членом жюри которой Ярмольник перестал быть несколько лет назад. Актёр соглашается с мнением ведущего, который говорит, что программа стала политизированной и там больше нет острых шуток.

Мы все стареем, в том числе Александр Васильевич, и его желание угодить власти настолько велико — из-за этого мы и расстались. Леонид Ярмольник

Ярмольник предупреждает, что Фоменко, который тоже был в жюри КВН, может высказаться на эту тему гораздо жёстче. И Николай переходит к рассуждениям о программах на телевидении.

К сожалению, в мещанской культуре самодеятельность превращается в высокий профессионализм… Вот включаешь телевизор и смотришь… конкурс «Щелкунчик», в России проходит. Это конкурс молодых, от 7 до 12 лет, классических исполнителей на всех инструментах… Если посмотреть внимательно, то конечно феноменальный уровень, которого не было 15 лет назад, сегодня это запредельно высоко и запредельно круто. И на фоне этого мы переключаем канал и получаем «Голос Дети». И вот масса, миллионы, они смотрят «Голос Дети»… Это всё продукты мещанской культуры, пройдёт время и это всё изменится: мы повернёмся обратно к человеку и музеями у нас будут не моллы, куда люди ходят по воскресеньям, а обратно «Эрмитаж». Николай Фоменко

Затем разговор переходит в сторону истории, и Фоменко говорит, что сейчас люди не помнят руководителей страны.

Ленин 70 лет управлял нашим государством, вместе с вами и нами, и всё было прекрасно. А сейчас спросите: кто это? И никто не знает. Вообще никто. Даже в Кремле: «Эээ, Ленин — это кто?». Я не говорю там Ельцин, Горбачёв. Николай Фоменко

Ведущие перешли к обсуждению нашумевшего выступления режиссёра Константина Райкина о цензуре в театральной сфере в России.

Я могу сказать, что никаких команд ни от какого «верха» не поступало. Потому что сегодня театр или выставка не являются настолько значимыми для будоражки общественного мнения, насколько, например, является соцсеть… Соцсеть цензурируется не нами, фейсбук цензурируется фейсбуком. И ты можешь написать на своей голой заднице «Путин…», но вряд ли она выйдет в эфир фейсбука, потому что фейсбук увидит, что там голая задница. Николай Фоменко

Затем Фоменко выразил своё мнение о современных россиянах, которые, с его точки зрения, стали сумасшедшими от обрушившейся на них цивилизации.

Очень трудно россиянам, на них буквально за последние десять лет обрушилась цивилизация мировая. Немцы с «Мерседесом» вместе 110 лет, понимаете? И они выросли все с ним, это внутри генотипа. А тут представляете, десять лет как на человека обрушилось: он может машину купить, он может поехать, он может права, он может за границу. И вся эта цивилизация чёртова, эти все машины, электроника, эти новые телевизоры — этого же никогда не было. Он ничего этого не знает, поэтому он тихонечко сходит с ума. И он бежит подкладывать свиней и неизвестно что, плюётся, бросается чем-то. Это их мнение, их понимание… Сумасшедших стало больше. И вот эти сумасшедшие, к большому сожалению, временами есть в тех местах, которые пытаются управляться с культурой. Николай Фоменко

Далее актёры рассуждают о министре культуры и его заместителе, который подозревается в коррупции, о том, как чиновники, церковь и другие люди, которые не являются непосредственными представителями сферы культуры влияют на неё и считают, что «разбираются в кино и театре».

Я считаю катастрофой, что церковь получила невероятные права и преференции… У нас храм в каждом переулке. С одной стороны, это замечательно, но с другой — на это тратится масса денег, масса возможностей, которые можно было бы тратить буквально на людей… Церковь вмешивается во всё, и я считаю, что это безумие. Леонид Ярмольник

В студии упоминают Андрея Макаревича, и Фоменко говорит, что те, кто «набрасываются на него в сумасшествии», потом берут гитару и поют его песни. По мнению актёра, у людей в России нет позиции.

Ни у кого никакой позиции нет. Была бы позиция — стояли бы на площади, во Франции студентам сказали: так, теперь через 3 месяца после диплома вас можно увольнять, потому что вы не прошли конкурс. Они сожгли пол-Парижа. У нас это невозможно. Николай Фоменко

Леонид Ярмольник заводит разговор об интеллектуальном уровне Россиян, говорит, что те, кто осуждают выставку Яна Фабра в Эрмитаже, не смогут назвать ни одной картины русских художников.

Этих вульгарных людей, которые тянут на себя одеяло любым способом, хотят, чтобы их заметили… Если вопросы, я не боюсь это упоминать, касаются Крыма, я думаю, что 90 % из них не объяснят по географии, где Крым. Гарантирую. Леонид Ярмольник

В конце разговор переходит к обсуждению состояния радио в России. Фоменко заключает, что сфера, в которой он долгие годы работает, теряет свою важность, а Ярмольник сетует, что люди неспособны воспринимать серьёзное.

Мы потеряли уже три-четыре поколения людей, которые способны воспринимать серьёзное, говорить о серьёзном, нет ни подготовки, ни практики. Образования нет, культуры нет. И виноваты в этом не только эти люди, виноваты средства массовой информации… Я считаю, что наибольший вред, который наносится подрастающему поколению, — это наше телевидение… Это бесовщина, ужас. Леонид Ярмольник

Полную версию интервью можно посмотреть здесь: