Два Hennessy этому господину. Почему эксперты не поверили в байку о гардеробщице, поднявшей выручку ресторана

Василий Басов Василий Басов

Российский бизнес-тренер на недавнем семинаре рассказал историю о том, как девушка-гардеробщица якобы удвоила выручку ресторана, в котором работала. А всё благодаря смекалочке. История стала вирусной, однако другие рестораторы нашли в ней кучу нестыковок и назвали фейком.

Вирусную историю о смышлёной гардеробщице поведал на своём семинаре бизнес-тренер, консультант по стратегическому маркетингу Аркадий Цукер.

Если вкратце, в истории рассказывается, как в неком ресторане 20-летняя гардеробщица предложила директору стратегию, как увеличить продажи и сделать счастливыми клиентов.

Я гардеробщица. Для посетителя я никто, ноль, можно сказать, или просто функция «принять-отдать вещь». При мне они говорят без утайки, обсуждая проблемы кухни и качества обслуживания персонала, официантов и сервис. Всё, одним словом. Я знаю, почему они уходят и не возвращаются.

Девушка якобы попросила пару десятков мягких игрушек. А потом выдавала номерки с этими игрушками богатым с виду клиентам. И в итоге официанты обслуживали их максимально расторопно, в первую очередь, а также делали для них всякие сюрпризы вроде бесплатного Hennessy. В итоге клиенты (которые порой ведут себя так, что ужасно бесят самих рестораторов) были довольны и возвращались снова.

Кроме того, когда богатых клиентов не было, гардеробщица давала VIP-номерки народу попроще, в том числе и студентам. И когда тем приносили в подарок Hennessy, сарафанное радио разносило новость о невероятной щедрости заведения и зал тут же заполнялся. Потом стали делать подарки владельцам BMW, вынося им тортики с логотипом марки.

В итоге выручка ресторана увеличилась в два с половиной раза, умной гардеробщице зарплату тоже подняли (но не сильно, якобы сама отказалась, чтобы «не развращаться»), однако в трудовой книжке ей записали должность «полевой директор по маркетингу».

В целом же речь о том, что не нужно думать, будто у молодёжи нет хороших идей и что владельцам бизнеса не стоит к ним прислушиваться. Вот полная версия истории, которая началась с того, что бизнес-тренер Цукер подслушал идею гардеробщицы, сидя у владельца ресторана в шкафу.

История стала крайне популярной. Её начали пересказывать на различных сайтах по маркетингу, бессчётное количество раз шерить в фейсбуке и всячески восторгаться гениальной гардеробщицей. Но тут всё испортил специалист по ресторанному пиару Олег Назаров, который разгромил историю на своей странице в фейсбуке и, не стесняясь в выражениях, по пунктам объяснил, почему это байка. Причём придуманная человеком, оторванным от ресторанного бизнеса.

Впрочем, своё разоблачение Назаров закончил рекламой, пригласив рестораторов на свой семинар, где обещал рассказать о «настоящих кейсах».

Затем к игре подключилось издание «Деловой квартал», которое спросило и у других рестораторов, насколько история про гардеробщицу может быть достоверной. К байке его представители тоже отнеслись скептически.

С первых слов этой истории понятно, что это полный абсурд. Там масса несоответствий: и Hennessy-то раздают, и студенты вместе с богатыми людьми ходят в одно заведение. Забавно, что наличие автомобиля BMW у гостей считается каким-то пределом богатства. Собрана чушь! Профессионалам и тем, кто хотя бы немного разбирается в общепите, это сразу ясно, тем более, бизнес-тренер, озвучивший эту историю, весьма сомнителен. Я не знаю, кто ходит на его выступления. Лично я бы не доверял ни одному его слову. Олег Ананьев, генеральный директор компании «Ресторан»

История о гардеробщице-маркетологе появилась и на Pikabu, где вообще была рассказана от первого лица, якобы пользователю её поведал друг-ресторатор. Хотя там сразу была признана «котоламповой», то есть сомнительной. Особенно пользователей смутил коньяк Hennessy в подарок, который стоит от двух с половиной тысяч рублей за самый дешёвый сорт.

Позднее нашлись скептики и в фейсбуке. Некоторые пользователи высказались, что бизнес-тренеры на своих семинарах ещё и не такое расскажут.

Хотя зачастую рассказ высмеивали другие маркетологи и коучи, не забывая при этом намекнуть, что их семинары куда полезнее.

Нашлись и пользователи, занявшие среднюю позицию, высказавшись, что даже если это и байка, то не стоит ругать автора, ведь подобные истории создают «для вдохновения».

Вообще рестораторы бывают довольно вспыльчивы. Недавно мы рассказывали об огромном обсуждении, в котором владельцы и работники общепита обсуждали самые бесячие фразы клиентов. Как оказалось, иногда, чтобы впасть в немилость у персонала, нужно банально неправильно назвать вино. Хотя некоторые клиенты и правда могут устроить дикий треш.