«Беги, Додо, беги». Что происходит с Фёдором Овчинниковым и его «Додо Пиццей», где нашли наркотики

У основателя сети «Додо Пицца» Фёдора Овчинникова проблемы: полиция утверждает, что в ресторанах его партнёров нашли несколько закладок наркотиков, а на него самого в главное управление МВД поступил донос. Предприниматель, который пока проходит по делу как свидетель, отвергает обвинения в причастности компании к торговле наркотиками и готовит иски о клевете, а в сети его поддерживают коллеги и знакомые бизнесмены. Medialeaks разобрался в ситуации.

Сыктывкарский предприниматель Фёдор Овчинников, владелец компании «Додо Пицца», которая управляет сотнями ресторанов в России и за рубежом и отчитывается о миллиардных оборотах, обратился к своим подписчикам в фейсбуке. Бизнесмен рассказал о том, что полиция вызывала его на допрос и он проходит свидетелем по уголовному делу о сбыте наркотиков в особо крупных размерах.

При обысках в ресторанах партнёра-франчайзи «Додо Пицца», пишет Овчинников со ссылкой на следователя ОВД Южное Медведково, полиция нашла несколько закладок, а до этого в главное управление МВД на Петровке, 38 поступило заявление от некой Екатерины Прониной, которая обвинила Овчинникова в том, что он торгует наркотиками под прикрытием легального бизнеса.

Читайте на Medialeaks: Гламурная Чернушка в полицейской форме исполнила блатняк в дорогой машине. Соцсети ей это не простили

Medialeaks рассказывает о том, что представляет собой компания «Додо Пицца», как складывалась карьера Овчинникова, кто такая Пронина, в чём она обвинила предпринимателя и что говорят о происходящем его знакомые и друзья.

Кто такой Фёдор Овчинников

Историю предпринимателя Фёдора Овчинникова подробно рассказал журналист Максим Котин в книге «И ботаники делают бизнес». Овчинников  родился в 1981 году в Сыктывкаре. Окончил истфак Сыктывкарского государственного университета, но почти сразу после выпуска пошёл в бизнес. Первая профессия Овчинникова — маркетолог. Он работал в нескольких компаниях, дослужился до коммерческого директора информационного агентства «Север», а в 2006 году решил открыть своё дело.

Первым проектом предпринимателя стал книжный магазин. Имея стартовый капитал 50 тысяч рублей, он занял ещё 100 тысяч у друзей, а 400 тысяч — в банке. Кредитному инспектору он соврал, что берёт деньги на ремонт квартиры: на малый бизнес получить ссуду было сложнее.

Чтобы продвигать магазин редких и качественных книг, Овчинников завёл блог «Сила ума». В этом блоге он до сих пор подробно рассказывает о своём бизнесе. Вскоре через блог на него вышли партнёры. Для развития сети предприниматель продал долю в бизнесе, и число магазинов выросло до девяти. В 2008 году, после кризиса, дела стали идти хуже, отношения с инвесторами испортились, Овчинников продал свою долю за 600 тысяч рублей.

После этого он решил открыть новое дело — пиццерию. Чтобы набраться опыта, Овчинников поехал в Петербург и несколько месяцев работал рядовым сотрудником McDonald’s и Papa John’s. Вернувшись в Сыктывкар, он занял ещё денег и открыл первый ресторан, который через несколько лет вырос в многомиллиардный бизнес.

Как устроена сеть «Додо Пицца»

Через полгода после открытия выручка первого ресторана «Додо Пицца» в Сыктывкаре достигла 1 миллиона рублей в месяц. А через год смогла зарабатывать 2 миллиона. В 2015 году, согласно отчётам на сайте компании, оборот сети превысил миллиард рублей. «Секрету фирмы» Овчинников сообщил, что в 2017 году выручка превысила 6 миллиардов.

Одна из фишек бизнеса «Додо» — крауд-инвестиции. Идея состоит в том, что развивать сеть лучше не на деньги стратегических партнёров, а на средства небогатых частных лиц. Минимальный пакет, который компания предлагала инвесторам на стадии быстрого роста, — 300 тысяч рублей. Причём каждый инвестор по истечении договора мог выбрать: забрать деньги с заранее оговорённым процентом или реализовать опцион акций «Додо Пицца». Это помогло быстро привлечь средства и не делиться контролем над компанией со сложными партнёрами.

Сегодня УК «Додо Пицца» управляет бизнесом, который состоит из трёх основных частей: собственные рестораны, рестораны партнёров-франчайзи и компания по производству информационных систем, которая выросла из софта, придуманного для первой собственной пиццерии. Всего под брендом «Додо Пицца» работает 298 ресторанов — подавляющее большинство, в том числе в Москве, работает по франшизе.

Все франчайзи обязательно должны подключиться к единой информационной системе управления процессами ИС «Додо». Если ресторан работает плохо, договор расторгается. Овчинников — фанат автоматизации, контроля и передовых западных стандартов. Например, в прошлом году компания перевела всю внутреннюю деловую переписку на английский язык, над чем потешались в соцсетях.

С 2016 года «Додо Пицца» стала открывать рестораны не только в республиках бывшего СССР, но и в США и Англии.

Что рассказал Овчинников о встрече со следователем

30 января Овчинников сообщил, что с ним связались сотрудники отдела полиции в округе Южное Медведково. По его словам, они звонили по телефону и в грубой форме требовали, чтобы бизнесмен явился на допрос. Об этом Овчинников написал в фейсбуке.

Рекомендуемые материалы