«Да будет кровь». Как феминизм сделал менструацию трендом на Западе

Мария Столярова Мария Столярова

Борьба с боди-шеймингом всё ещё продолжается, но она уже не в моде. Новым трендом последних месяцев стала глобальная кампания против табуированности темы менструации. Медленно, но верно феминистки, комики, журналисты и знаменитости объясняют и показывают, что месячные — это нормально и не нужно этого стыдиться. Российского читателя данная тема может шокировать, но пора признать: об этом правда можно говорить.

В России тема менструации до сих пор находится на уровне шуток «у тебя что, эти дни?» по отношению к рассерженной или вспыльчивой женщине. Даже если редкие СМИ пытаются говорить об этом, то выходит очень нишево, энциклопедично и с очевидной ориентацией на женщин. Табуированность этой темы отражена и в языке. Какие только эвфемизмы ни придумывают люди, чтобы избежать «неприличного» m-word: эти дни, красный день календаря, критические дни и т. п.

1

Но западным женщинам это вконец надоело, и медиа и соцсети стали активно бороться с period-shaming (отношением окружающих к менструации, как к чему-то стыдному и неприличному). Журнал Cosmopolitan даже провозгласил 2015 год годом, когда менструация получила огласку («it went public»). Авторитетные СМИ делают номера про месячные со смелыми обложками и длинными текстами.

newsweek

(И будет кровь. Смиритесь уже).

Менструацию в массы

Тема менструации стала настолько трендовой в западных медиа, что различные интернет-порталы и СМИ всё чаще стали преподносить её в развлекательном ключе. Одно из самых успешных англоязычных медиа в мире Buzzfeed в апреле этого года сняло видеоролик с мужчинами в главных ролях, которые на себе должны были прочувствовать, что такое менструация.

Те, кто проходят через это, всегда очень напрягаются по этому поводу, как будто это конец света. Я хочу понять почему, — заявил один из участников перед экспериментом.

Трое парней в течение нескольких дней носили специальные пластиковые бутылочки, наполненные смесью свекольного сока с крахмалом. Благодаря маленькому насосу и трубке жидкость из бутылочки поступала парням в нижнее бельё.

крахмал приспособ

По началу парни наслаждались экспериментом: это было необычно, весело, и, помимо прочего, они по-товарищески могли подсобить друг другу средствами женской гигиены. Но после пары дней парни, лишившись всякого энтузиазма, не скрывали того, как тяжело им приходится и как неуверенно они себя чувствуют. Им пришлось пройти через череду неприятных инцидентов, включая неожиданные протечки на работе или ночью, запачканные полы в туалетах, испорченное нижнее бельё и подшучивание коллег.

прот

Мне кажется, каждый мужчина должен это проделать. Сложно что-то понять, если ты не прошёл через это. И я многое понял, — рассказал один из парней в конце эксперимента.

На похожую тему существует и несколько рекламных или благотворительных роликов. Наверное, самый известный был сделан НКО Wateraid, которая занимается улучшением доступа к воде и повышением уровня гигиены в развивающихся странах и странах третьего мира. Они сняли видеопародию на рекламу тампонов, где в главных ролях предстают мужчины, и назвали продукт manpons (man+tampons). Данным видео организаторы хотели привлечь внимание к, казалось бы, невероятной проблеме 21 века — 1,25 миллиарда женщин во время менструации не имеет доступа к туалету.

Ролик, среди прочего, намекает и на шовинистское отношение общества к теме менструации: если бы у мужчин были месячные, это было бы нормально и даже круто (например, как показано в видео, тампоны проектировались бы какой-нибудь суперкрутой организацией — такой как NASA).

Вдруг женщина-президент с ПМС начнёт войну

Развлекательная (или другими словами ориентированная на массы) подача темы менструации не кончается на шутливых видео или рекламе. Многие американские комики (в особенности женщины) уже давно не стесняются включать в свои стэндапы истории о месячных. Например, американка Эми Шумер, известная по своему тв-шоу «Внутри Эми Шумер» («Inside Amy Schumer») и фильму «Девушка без комплексов» (Trainwreck), прославилась как раз своими монологами об интимных моментах в жизни женщины, сексе и различных физиологических подробностях. В последнем, четвёртом, сезоне Inside Amy Schumer, в одном из скетчей она пародирует Хиллари Клинтон, которая вдруг выиграла президентские выборы, и в первый день президентства у неё начались месячные.

amyperiod

В своём карикатурно-преувеличенном стиле Шумер показывает, как менструация у президента огромной страны непременно приведёт к необратимым последствиям: срыву переговоров, крикам на сотрудников, нарушению протокола и неспособности принимать важные решения. Женщина-президент, у которой «эти дни», кричит на иностранного дипломата за то, что тот съел последнюю шоколадку («Ты их все слопал! Мог бы и меня по крайней мере спросить!»), требует то погасить свет, то сделать его поярче, ждёт от военных уважения и терпимости.

Почему вы такие жестокие? Ребят, я не могу быть президентом, когда у меня месячные. Никто ничего не хочет мне сказать? Например, «простите» или «Вы наш президент», — хнычет Шумер, окружённая высокопоставленными политиками и военными.

Менструация как символ женской слабости и неспособности здраво мыслить (и уж тем более занимать высокие должности) давно стала привычными шутками у мужчин. Но в эпоху феминизма на смену уже избитым подколам в стиле «у тебя что, эти дни?» или «чё, ПМС?» пришли более-менее изощрённые шутки в разных пабликах.

То, что тема менструации — это как максимум массовое табу, как минимум нежелательная тема для разговора, давно стало аксиомой. Но это не значит, что в разных странах люди не хотят перемен. Например, минувшей весной в Индии студентка написала открытое письмо Марку Цукербергу, в котором просит добавить на фейсбуке кнопку «On my period» («у меня месячные»). Таким образом девушка надеется, что общество перестанет считать менструацию чем-то постыдным и неприличным, а всем девушкам станет легче жить.

Через различные акции девушки по всему миру пытаются примирить общество, в особенности его мужскую часть, с тем, что менструация — это нормально и в этом нет ничего особенного. Но некоторые феминистки идут дальше и используют тему месячных, чтобы привлечь общественное внимание к другим важным проблемам: домогательствам и насилию над женщинами. В прошлом году необыкновенно популярным стал проект девушки из немецкого Карлсруэ, которая расклеивала по городу ежедневные прокладки с различными феминистскими фразами.

Today

Фото опубликовано ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀unë jam⠀⠀ e l o n ë (@elona_x)

 

today i shared some of those in the city, im not sure if its illegal but seriously i dont care bc they are easy to took of haha. I think its a good way to make attention on it. #feminism

Фото опубликовано ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀unë jam⠀⠀ e l o n ë (@elona_x)

 

(Надпись: «Представьте, если бы изнасилование вызывало у мужчин такое же отвращение, как месячные»).

Кровь их не остановит

Проект оказался настолько успешным, что аналогичные акции провели девушки из Европы, США и Латинской Америки.

По всей видимости, реклама и бизнес тоже ощутили перемены в общественном отношении к теме менструации. Раньше производители гигиенической продукции для женщин использовали в рекламе абсурдную голубую жидкость вместо крови, но это наконец стало меняться. В конце мая компания Bodyform показала ролик со слоганом «No blood should hold us back» («Кровь не должна нас останавливать»). И хотя кровь в роликах не имеет прямого отношения к менструации, метафора считывается очень легко.

 

В комментариях к видео на сайте YouTube девушки благодарят авторов ролика и радуются отсутствию голубой жидкости.

комменты

Месячные отгулы

Говорить о менструации и при этом не краснеть удушливой волной — это только полдела. В нескольких странах активисты и простые люди уже давно выступают за право работающих женщин на отгул или сокращённый рабочий день во время менструации. Например, одна компания в английском Бристоле, которая ввела подобную практику пару месяцев назад, считает, что данный шаг улучшит рабочую атмосферу, повысит продуктивность работниц, и кроме всего прочего, им не придётся мучиться на работе во время болезненной менструации и притворяться, что они что-то делают.

После того как десятки СМИ во всём мире написали о данном новшестве, общественное мнение разделилось. Кто-то поддержал инициативу бристольской компании, кто-то посчитал, что это наоборот сексистская практика, дискриминирующая работников-мужчин. Многие сайты опросили своих читателей,  и оказалось, что право на менструальный отгул для женщин поддерживает чуть больше половины аудитории.

голосов

(Голосование на сайте Bristol Post).

В Тайване тем временем уже более двух лет женщины имеют право на три выходных дня в год по причине менструации.

Удивительно, но в России подобный законопроект уже вносился в Госдуму летом 2013 года. Депутат от ЛДПР Михаил Дегтярёв тогда предложил предоставлять работающим женщинам два дополнительных выходных в месяц в «критические дни». Его инициатива  вполне предсказуемо была встречена несерьёзно и даже негативно. Например, глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев тогда заявил, что будет «куча проблем», если принять федеральные законы,  регулирующие труд во время менструации. При этом слово «менструация» (или хотя бы месячные) он избегает всеми возможными способами, используя крайне странные эвфемизмы («женщина находится в таком, скажем, переходном периоде»).

То-что-нельзя-называть

Несмотря на всё стремление западных медиа и сторонников феминизма, тема менструации всё равно ещё далека от того, чтобы не быть запретной. В странах третьего мира эта особенность женского организма и вовсе окружена разными мистическими поверьями. Женщина в эти дни часто считается нечистой, поэтому ей запрещено входить в храмы или готовить пищу. В Индии, например, по местному поверью девушкам во время менструации нельзя трогать огурцы, потому что они сгниют, и просто поливать растения. И даже само слово «месячные» у них под запретом.