Тревога в прессе и стёб в соцсетях. Кто такая Момо, которую называют новым «Синим китом»

В иностранных, а теперь уже и в русскоязычных соцсетях несколько недель обсуждают новую легенду — Момо, демоническую девочку, с которой можно переписываться в WhatsApp. Она якобы способна мистическим образом узнавать любую информацию о собеседнике. Пока в некоторых странах Момо признают серьёзной хакерской угрозой и пытаются найти способы борьбы с ней, в России над ней в основном смеются и пробуют запугивать самого монстра.

Легенда о Момо появилась в испаноязычном сегменте интернета. Суть её в следующем: обладательницу жуткого лица можно найти в WhatsApp и написать ей, и тогда она обратится к человеку на его родном языке и будет всячески запугивать. Мифы про Момо стали активно распространяться в англоязычном интернете в середине июля, после того как пользователь Reddit AlmightySosa00 опубликовал на форуме /r/creepy никак не озаглавленную пугающую картинку девочки с очень сильно искажённым лицом.

Вскоре стали появляться тревожные новости из испаноязычных стран. В Аргентине местные власти связывали смерть 12-летней девочки с тем, что незадолго до этого она переписывалась в WhatsApp с аккаунтом с аватаркой Момо, сообщало издание News.com.au. Полиция взломала аккаунт погибшей и допросила её 18-летнюю знакомую, с которой они общались в интернете, но другие подробности этой истории в прессе не появлялись.

К моменту, когда Момо стали обсуждать англоязычные пользователи, её легенда уже обросла подробностями и неким подобием канона. По этой легенде, если написать на один из номеров Момо, она сначала расскажет, что знает о пользователе всё (в основном где он живёт) и начнёт запугивать, обещая сделать с ним нечто страшное или присылая шок-контент (чаще всего фото расчленённых человеческих тел).

Некоторые СМИ утверждают, что Момо даёт своим собеседникам пугающие задания (спуститься в тёмный подвал, поднести к горлу нож), из-за чего её периодически сравнивают с игрой «Синий кит», напугавшей россиян в 2016 году. Но точных подтверждений этому нет. Однако именно эту версию эксплуатировал американский видеоблогер ImJayStation, выпустивший видео, которое начинается как довольно пугающая история, а заканчивается как вирусная крипипаста времён зари соцсетей. Сначала ImJayStation показывал зрителям скриншоты сообщений якобы из его переписки с Момо.

А в конце Момо угрожает убить и ютубера, и всех его зрителей, но этого можно избежать, если зрители подпишутся на его канал, поставят лайк и отправят видео троим друзьям. Словом, либо ImJayStation переписывался со своим приятелем, либо у Момо есть ещё одна сверхъестественная способность — возвращать вам ваш 2007-й. Подобные видео позже стали выпускать и российские блогеры (CoreshAndShkolotaVEV, Алиса Лисова и другие).

В западных СМИ (The Sun, Daily Mail и других) стали появляться сообщения о том, что власти «по всему миру» предупреждают об опасности Момо и о реальной угрозе подростковых суицидов. Однако в самих материалах речь идёт только о подозрениях аргентинской полиции, что с Момо (а точнее, с некоей перепиской в интернете) может быть связана смерть уже упомянутой 12-летней девочки. Официальной информации от руководства какой-либо страны нет.

В начале августа новости про Момо стали появляться и в российских СМИ. В основном они написаны в таком же тревожном тоне, а некоторые ресурсы сообщают о «первых жертвах» Момо. Речь, впрочем, всё про ту же девочку из Аргентины, новостей в деле которой так и не появилось.

Зато в российских соцсетях Момо встретили гораздо радушнее, как что-то уже почти привычное. И неудивительно, ведь чуть больше года назад, когда появлялось множество пугающих новостей об игре «Синий кит», склоняющей детей к суициду, «кураторов» этой игры просто затроллили всем твиттером. Вот и теперь пользователи находят профили Момо в WhatsApp и начинают общаться с ней грубо и вызывающе. Момо приходится раз за разом повторять одни и те же угрозы, потому что они просто не действуют.

Поскольку номеров, которые связывают с Момо, очень много, сейчас уже непонятно, какие из них привели к появлению легенд, а какие просто используют подражатели. И этим в твиттере тоже пользуются.

В некоторых переписках пользователи исходят из того, что Момо — японское явление, поскольку один из первых её номеров был зарегистрирован в Японии. Подлинность переписок в большинстве случаев вряд ли получится подтвердить (кроме тех, по которым сразу понятно, что они постановочные).

Читайте на Medialeaks: Этот культурист выглядит как суперзлодей Marvel, и он собрался пойти в MMA. Интересно посмотреть на соперников

А в основном пользователи просто шутят над тем, как напугавшая множество иностранцев Момо для россиян стала просто очередным мемом.

Шутки про перепуганных иностранцев, кстати, несколько преувеличены. В англоязычном интернете тоже смеются над Момо.

На самом деле образ Момо был создан ещё в 2016 году. Это скульптура, которую изготовила японская компания Link Factory, создающая спецэффекты. Её впервые показали на выставке Vanilla Gallery, которая проходила с 17 по 27 августа 2016 года. Скульптура называется «Женщина-птица» и изображает существо из китайской и японской мифологии: женщину, умершую во время беременности, которая теперь в новом обличье оберегает чужих детей. Фотографии с выставки, сделанные посетителями, показывают, как она выглядит целиком.

В соцсетях уже успели предположить, что такая необычная анатомия кое-что проясняет в её поведении.

Пока что неизвестны личности людей, которые ведут профили Момо, но, возможно, переписываться с ними — всё же не лучшая затея. Но не из-за мистических существ из Японии, а из-за обычных мошенников и хакеров. Если верить, что владельцы аккаунтов Момо способны по номеру телефона узнать адрес его владельца, получается, что их могут интересовать и другие персональные данные людей. Medialeaks уже рассказывал, как много личной информации о человеке можно без труда найти в интернете.

Даже если никто не собирается использовать ваши персональные данные, чтобы причинить вред лично вам, такая информация всё равно стоит больших денег. Это доказал британский разработчик Оли Фрост, который выставил все данные о себе из фейсбука на продажу по символической цене, но ему поступало столько предложений, что цена быстро взлетела в триста раз.