Наташа, Пьер и комета. В России обиделись на бродвейский мюзикл по «Войне и миру» с темнокожей актрисой

Даниил Александров Даниил Александров

Российские пользователи соцсетей возмущаются мюзиклом «Наташа, Пьер и Большая комета 1812 года», который шёл в прошлом году в Нью-Йорке. Одна из претензий — Наташу Ростову играла темнокожая актриса Дене Бентон. Но дело не только в этом.

Волна возмущения бродвейской постановкой по мотивам романа Льва Толстого «Война и мир» началась в этом году с поста сотрудника «Ростеха» Павла Токмакова. Он выложил фотографию с афиши мюзикла и критически прокомментировал её.

Видимо, пунктик на расизме — то, что роднит нас с американцами. Только, если в США могут потребовать изменить слово «чёрный» в испанском языке, потому что оно «расистское», то в России — наоборот, пекутся о расовой исторической точности в постановках на другом конце земного шара. Большинство комментаторов восприняли претензию Токмакова к здравому смыслу как намёк на расовую принадлежность актрисы, которая играет Наташу Ростову.

Но это не единственная претензия к фотографии. Многих удивил аккордеон в руках графа Безухова, по сюжету «Войны и мира» — знатного и богатого аристократа. В этом увидели стереотип и невнимание к историческим деталям: аккордеон был изобретён на несколько лет позже, чем встретились в романе Пьер и Наташа.

Пост Токмакова собрал больше сотни шеров и множество комментариев, в основном негативных. Тему подхватили популярные российские журналисты. Основатель «Лентача» и совладелец агентства «Пикчер» Андрей Коняев тоже обратил внимание на аккордеон.

Журналист «Радио Свобода» Сергей Добрынин возмущён расизмом в комментариях.

Постановка, о которой идёт речь, впервые увидела свет осенью 2016 года и шла до ноября 2017 года на Бродвее. Это иммерсивный мюзикл «Наташа, Пьер и Большая комета 1812 года»: актёры поют и танцуют прямо посреди зрительного зала, в котором сами зрители сидят не рядами, а за отдельными столиками. Выглядело это примерно так.

И даже так.

В постановке помимо Дене Бентон, сыгравшей Наташу Ростову, было занято ещё несколько темнокожих актёров, как на главных ролях (например, в роли княжны Элен), так и в массовке.

На последних представлениях роль Пьера вместо очень популярного в США певца Джоша Гробана также исполнял темнокожий артист Окерьете Онаодован.

Сюжет пьесы — мелодраматизированный фрагмент романа «Война и мир», а именно — второй том, пятая часть. В центре действия — увлечение Наташи Ростовой князем Анатолем, разрыв помолвки с князем Андреем и зарождающаяся дружба с графом Пьером Безуховым. В конце Пьер в Москве накануне войны с Наполеоном смотрит на небо и видит комету.

Музыка и значительная часть текста написаны автором Дэвидом Маллоем, и от самого Толстого кроме сюжетных линий мало что осталось — речитативы между музыкальными номерами. Постановка ещё в 2016 году вызвала споры и протесты в России, но в целом удостоилась положительных отзывов критиков. Например, Владимир Соловьёв в «Московском комсомольце» описал мюзикл как «безупречное слаженное ансамблевое представление, продуманное до мельчайших деталей, с предусмотренным вовлечением зрителей в действо».

Некоторые описывают постановку как «электропоп-оперу», другие как «кабацкую». Декорации одновременно похожи на великосветские гостиные с портретами на стенах и на казино в Лас-Вегасе, а костюмы артистов — и историческое платье, и одежда 20-го века смешанного стиля, и абстрактно «цыганские» и «русские» одеяния.

Вот фрагмент мюзикла: пролог и ария Пьера в первом действии.

 

Если в России некоторым кажется, что странно отдавать темнокожим артистам роли русских дворян, то в США обратная ситуация. Актёр из «Звёздных войн» Джон Бойега обратил внимание, что во «Властелине колец» Питера Джексона слишком много белых. Кое-кто решил с ним поспорить, а в Китае его самого убрали с постера «Звёздных войн».

А в 2016 году в связи с тем, что в фильмах-номинантах и на самой церемонии «Оскара» было мало темнокожих актёров, в соцсетях прошёл флешмоб #OscarsSoWhite («такой белый «Оскар»). Начинание поддержали многие известные артисты. В итоге организаторы даже изменили состав приглашённых кинокритиков и всерьёз задумались об изменении политики в дальнейшем.