Скульптор перестала внятно говорить и ориентироваться в пространстве. Тот случай, когда работа правда убивает

Татьяна Тютюнова Татьяна Тютюнова

Жительница Канады Джиллиан Генсер только спустя десять с лишним лет узнала, как плохо влияет на её организм работа над скульптурой из ракушек. У женщины начались проблемы с памятью, её мышцы болели, а левое ухо перестало слышать. Врачи годами не могли понять, что со скульптором не так, пока не узнали, что она постепенно умирает из-за своей же работы, а точнее материалов, которые использует для своих скульптур.

Джиллиан Генсер — скульптор из Торонто, которая в качестве материалов для своей работы использует не глину и не мрамор, а вещи, найти которые можно на обычном пляже: ракушки, кости умерших животных и засохшие растения.

Сначала Джиллиан делала совсем маленькие скульптуры, а потом начала изготовлять работы побольше и посложнее. Так, в 1998 году на свет появилась Лилит — первая женщина на Земле, согласно каббалистической теории. Вся она состояла из яичных скорлупок, пишет Генсер на TorontoLife.

В пару Лилит Джиллиан начала делать первого мужчину Адама. Материалом для работы скульптор выбрала ракушки голубых мидий. Она покупала сырьё в местном китайском квартале, куда его привозили из Атлантической Канады.

За работой Джиллиан проводила каждый день примерно по 12 часов, выбирая из тысяч ракушек те, что лучше всего передали бы рельеф тела Адама, а потом шлифовала их. Так прошло несколько месяцев, прежде чем Генсер начала чувствовать себя нехорошо.

Сначала это были постоянные головные боли, тошнота, тревожность, а потом всё стало только хуже. Джиллиан не могла работать, потому что уже спустя несколько часов шлифования ракушек её мускулы начинали болеть, а руки дрожать. Скульптор обращалась к врачам, но они не могли понять, что вызывает эти симптомы.

Доктора меня спрашивали, не работаю ли я с токсичными материалами, но я отвечала, что делаю скульптуры из всего натурального.

Так прошло 15 лет. В 2013 году Джиллиан решила почистить вентиляцию у себя в мастерской, где скопилось много пыли от шлифования ракушек, и упала в обморок. Дела её стали совсем плохи.

Следующую неделю я пролежала в постели, вся голова была в тумане. Я не могла связать слова в предложения и внятно говорить. Всё моё тело парализовала боль, а моё левое ухо перестало слышать. Я начала плохо ориентироваться в пространстве: путала верх с низом и право с лево. Моя кратковременная память начала меня подводить. Один раз я просто шла по улице и кричала ругательства в никуда.

Джиллиан с мужем подумали, что дело может быть в психике, и записали женщину на приём к психиатру, но всё было напрасно. Не помогали ни антидепрессанты, ни транквилизаторы. Джиллиан думала, что скоро умрёт, и больше всего боялась не успеть закончить скульптуру Адама, поэтому продолжала над ней работать.

Разгадка тайны болезни пришла откуда не ждали. Скульптор посетила одну из лекций в музее Онтарио, на которой услышала, что ракушки могут собирать в себе загрязнители из внешней среды. Оказалось, что особенно хороши в этом голубые мидии. Они работают как природные фильтры: пропускают через себя по несколько литров воды за час, а чужеродные вещества — в том числе и вредные — задерживают в себе.

Когда Джиллиан в очередной раз сдала анализы, врачи обнаружили у неё в крови повышенное содержание мышьяка и свинца. Оно проявилось у скульптора лишь спустя многие годы после того, как она начала работать с голубыми мидиями — когда вредные вещества уже успели накопиться в её организме в достаточном количестве.

Теперь Джиллиан уже 59, и вылечиться полностью от воздействия на неё вредных веществ она уже не сможет. Тяжёлые металлы больше всего воздействуют на нервную систему, и поэтому есть большой риск того, что в будущем у Джиллиан будет болезнь Паркинсона или синдром Альцгеймера.

Несмотря на всё это, она завершила работу над Адамом, причём не только его внешней частью, но и внутренней.

Органы скульптуры Генсер тоже сделала из ракушек и добавила серебро.

Джиллиан надеется, что её работа над Адамом была не напрасна. С помощью своей скульптуры она надеется передать миру сообщение о том, насколько сильно загрязнена окружающая среда.

Когда мы говорим о вреде окружающей среды, мы говорим о том, как уменьшается количество видов. Цифры, научные названия… А я испытала страдания всех этих видов, дом которых загрязняется, на себе. Надеюсь, что их голоса теперь будут услышаны, что мои работы создадут у людей чувство восторга и единения с природой.

Британцу Дэниелу Веббу не пришлось так сильно страдать, чтобы рассказать миру, в какой опасности находится природа. Для этого он всего лишь целый год собирал мусор. Что из этого получилось? Такая  куча пластика, что уместилась она только в ангаре, и очень красивые фото (да, из мусора).

Бывает и так, что доказательство плохой экологии оказывается в буквальном смысле у ваших ног. Один канадский рыбак выловил щуку, которая была стянута пластиковым кольцом так, что непонятно, как она осталась жива.