Патриотические клубы, большинство из которых действует в Гродно, готовят несовершеннолетних боевиков, готовых бороться за «самую сильную нацию в мире», то есть за русских.
Пока сторонники Новороссии на территории Донецкой и Луганской областей ищут способ продолжить бороться за независимость этих территорий от Украины, в Белоруссии постепенно набирает силу движение, которое называет себя патриотическим, но вкладывает это немного иной смысл, чем правительство страны. В западных областях действует несколько клубов для детей и молодежи, которые воспитывают в своих адептах любовь к православию, русскому языку и русской национальности, называя белорусскую культуру и язык «литвинством». Репортаж об этих клубах опубликовало в понедельник 2 ноября оппозиционное издание «Белорусский партизан».
Журналисты прошлись по социальным сетям и обнаружили там несколько сообществ соответствующей тематики, а затем пообщались с их организаторами, с православными священниками, которые окормляют воспитанников патриотических клубов и даже сотрудниками белорусской милиции, которые принимают участие в деятельности организаций, активность которых зачастую находится на грани законности.
Так, «военно-православные патриотические» организации «Дружина» и «Славяне» фактически проводят военизированные учения под руководством инструкторов, называющих себя казаками, при участии несовершеннолетних, которых здесь называют «кадетами». За учениями следят офицеры милиции. Например, на этой фотографии, где мальчишек, которых называют «черные береты», есть майор Павел Найда (на заднем плане слева, в синей шапке). В руках у «кадетов» автоматы Калашникова, переделанные для страйкбола. Однако, как свидетельствуют записи в соцсетях, взрывчатка на учениях применяется настоящая.
Создатели клубов «Славяне» и «Дружина» лейтенант милиции Денис Мишкель и протоиерей Гродненской епархии Евгений Павельчук.
Сам Павельчук оправдывает обучение несовершеннолетних в боевых организациях националистической направленности так:
«Мы учим детей патриотизму, патриотизму белорусскому, — сказал Павельчук, — и если вы оцениваете эту работу только по картинкам в интернете, то это не правильно. Нужно знать работу клубов изнутри. Нам обидно, что вы обвиняете нас в том, в чем мы не виноваты. Мы готовим верующих граждан Беларуси».
Другой священник, принимающий участие в духовном воспитании «черных беретов», иерей Александр Пастерняк, так обращается к ученикам со страниц портала Church.by:
«Мы ждем плодов, надеемся, что все вы вырастите достойными воинами Христа».
В группах соцсетей, где координируется деятельность клубов, часто встречаются националистические лозунги, встречается даже реклама организации давно запрещенной в России и даже формально расформированной — «Русского национального единства», одного из самых одиозных общественных националистических движений с силовым уклоном, родом из начала 1990-х годов.
Речь в группах часто идет о будущем присоединении к России, о «казачестве», которого реально ни на территории Гродненской области, ни вообще на западе Белоруссии никогда не было. При этом Гродненская область — самый католический регион Белоруссии, поясняют авторы статьи. Православных здесь меньше, чем в других областях, однако активность местной епархии РПЦ — очень высока.