Бывший член ку-клукс-клана рассказал о своём тёмном прошлом. И таким клан не ожидал увидеть никто

Филипп Качалин Филипп Качалин

Мужчина, который почти десять лет состоял в американском ку-клукс-клане и принимал непосредственное участие в активностях одной из самых спорных ультраправых организаций, рассказал о своём прошлом. В сессии вопросов и ответов он поделился тем, как попал в клан, какими методами организация отстаивает свои идеи сегодня и как она устроена, а также рассказал о том, что побудило его изменить свои взгляды на жизнь и оставить движение позади. И, как оказалось, ку-клукс-клан сильно отличается от того, как его обычно преподносят медиа.

Мужчина из одного из южных штатов США, отказавшийся назвать своё имя, 28 февраля провёл открытую сессию вопросов и ответов о своём тёмном прошлом в одной из ячеек американского ку-клукс-клана в сообществе Ask Me Anything на Reddit.

Иллюстрации: «Американская история Х»

Я присоединился к клану, когда мне было двадцать с небольшим, и оставался активным участником организации, пока мне не стукнуло почти тридцать. Сразу отвечу на очевидные вопросы:

  1. Нет, я не вырос в «такой» семье. В моих родителях нет и никогда не было ни толики расизма.
  2. Да, во мне не было ни доли сомнения, что я борюсь за правое дело, и я осознаю, что эти слова могут бросить тень на мои умственные способности.
  3. Нет, я никогда и никого не убивал.

Отвечавший на вопросы, скрывавшийся под ником shamethrowaway77, предоставил доказательства того, что он говорит о себе правду модераторам сообщества r/IAmA — в том числе фотографии того, как он принимает участие в деятельности ККК и носит узнаваемое одеяние участников организации.

Как ты оказался в среде сторонников белого превосходства?

Впервые с идеологией расизма меня познакомили в 14 лет подростки-скинхеды. Я к ним не присоединился, но побрил голову и начал носить тяжёлые ботинки. Не потому, что я верил во что-либо из того, что они говорили, но потому, что это позволяло мне чувствовать себя крутым и опасным.

В 19 лет я переехал из моего в основном белого городка в пригород, соседствующий с районом, где преобладало цветное население. Там у меня случились первые стычки с афроамериканцами. После нескольких неприятных инцидентов и того, как мне в лицо несколько раз тыкали стволом (меня несколько раз грабили), я, будучи незрелым подростком, решил, что раз я встретил несколько чёрных отморозков, то вообще все чёрные, должно быть, отморозки.

Я отыскал, как связаться с кланом, на онлайн-форуме и вступил с ними в контакт.

Как реагировали на твоё поведение родители?

Отец ненавидел всё это. Маме тоже это не нравилось, и она надеялась, что это просто фаза.

Можешь описать, как клан вербует себе новых участников? Или сегодня они в основном пытаются сохранить уже имеющихся членов?

В наши дни насильственных методов почти не осталось. Законы против преступлений на почве ненависти оказались очень эффективными. Сегодня клан базирует значительную часть своей деятельности вокруг судов. Члены клана читают новости и отслеживают случаи преступлений темнокожих против белых. У здания суда организовывается протест. В районы с преобладающим цветным населением засылают флаеры с гневными речами, оповещающими о протесте. На протест заявляются разъярённые темнокожие. В результате получается разделение до этого сплочённого сообщества, и всегда находятся несколько белых, которые симпатизируют взглядам клана. А потом весь процесс повторяется.

Были ли у вас в группе эти сумасшедшие титулы вроде «Великого дракона» и «Великого мудреца»?

Да. Я полагаю, что всё это звучало куда круче и таинственнее в прошлом. Сегодня это сохраняется как традиция.

Существовали ли специальные форумы или даже издания, которые подпитывали или закрепляли твои былые убеждения? И какую роль в том, что ты присоединился к клану, сыграла нужда чувствовать себя «своим»?

Да, существовали, но я отказываюсь их называть. И да, в подростковые годы чувство общности было для меня важно. Позже меня просто поглотили их идеи.

Из твоего опыта, какое количество участников клана и других сообществ, пропагандирующих идеалы белой силы, не попадают под стереотип о тупых реднеках и скинхедах? Были ли среди вас бизнесмены в костюмах, учителя, доктора, адвокаты и так далее?

Среди нас было порядочно интеллигентных людей. В основном средний класс, обычные работяги. Это была не крупная группа. У нас был один очень богатый член, и никто толком не знал, кто он такой. Однажды он из своего кармана оплатил целый мотель, чтобы наша ячейка могла отправиться на конвенцию.

А у вас там был буфет или хотя бы стол с закусками? Ну хотя бы кофе вам наливали?

Да, у нас был буфет с тако, и против него были протесты. Шучу! Мы с удовольствием ели тако.

В другом треде shamethroaway77 рассказал, что являлся офицером местного подразделения ККК и сторонником превосходства белых. По собственному утверждению, он много занимался вербовкой новых участников, а также публичными (и частными) выступлениями.

Мне НРАВИЛОСЬ, когда на меня кричали, когда меня называли расистом за мои высказывания, в которых я ссылался на данные о преступности и расах (часто неправильно интерпретированные).

Были ли все в клане откровенными расистами или были и те, кто просто «притесался»?

Нет, очень многие даже не были расистами. Однажды я ехал в машине с двумя другими членами клана и по дороге мы встретили пожилую темнокожую пару, у которых спустило колесо. Мы все вышли из машины и сменили им колесо, а потом уехали. И никогда больше об этом не говорили.

Какие убеждения существуют в группе в целом? Что вы обсуждали на совещаниях и церемониях?

Ну это довольно обширная тема. Какого-то единого клана не существует — вместо этого есть куча отдельных кланов. И в их доктрине тоже нет единства. Наша группа придерживалась искажённой христианской идеологии с расистскими примесями. А нашей целью мы считали процветание «белой христианской Америки».

Как выглядело обычное собрание клана? Приходилось ли платить взносы?

Всё было очень церемонно — с алтарём и свечами. Мы проводили какую-нибудь ритуальную церемонию, потом решали вопросы голосованием — такие как сбор средств или сжигание крестов. Мы платили взносы, планировали нашу деятельность и формально принимали новых участников.

Какую роль играли в клане члены-женщины? Состояли ли они в основной организации или у них было своё подразделение, как в 1920-е годы?

У женщин была своя группа, но они принимали участие в наших собраниях и церемониях. В то время, когда я состоял в группе, одним из лидеров была женщина.

Я наблюдал на удивление мало женоненавистничества в клане. В одном случае мужчина посмел положить на женщину руку и разговаривал с ней в унизительной манере. Его избили и прогнали. В отличие от ККК, неонаци довольно мизогинистичные.

Как относились к тебе те, кто не разделял твои взгляды (например, школьные друзья или учителя), когда им становилось известно о твоём участии в клане? Затрудняло ли это поиск работы или схожие вещи?

Я жил двумя жизнями и не позволял им пересекаться.

Как твоя группа относилась к «предателям расы» — тем, кто противостоял их взглядам?

Предателей расы относили к ещё более низшему сорту, чем цветных. Я относился к ним с ненавистью — а теперь мой собственный статус в глазах клана ниже, чем у них.

Что ты можешь сказать насчёт того, как клан и другие движения преподносят в медиа?

Не все участники — необразованные идиоты. Да, такие участники есть. Но в клане много абсолютно обычных людей, которые просто ошибаются в своих взглядах.

Что изменило твои взгляды и заставило тебя все оставить позади?

Жизнь всегда находит способ надрать тебе задницу, когда ты принимаешь плохие или глупые решения. Я думаю, что, получив от судьбы пару оплеух, ты сам начинаешь смотреть на себя критически. Это произошло и со мной. Когда я принял то, что ошибался насчёт нескольких вещей, вся моя система убеждений развалилась на части. В то же время я встретил нескольких темнокожих, которые сыграли большую роль во всей истории.

Продолжаешь ли ты по-прежнему общаться с людьми из клана или просто с теми, кто разделяет их убеждения? Беспокоила ли тебя мысль о собственной безопасности, когда ты решил уйти?

У меня не сохранилось отношений ни с кем из той жизни. Когда я покидал клан, моя собственная безопасность меня не волновала. Я беспокоился, когда отрёкся от всего движения «белого превосходства»: в других группах были люди, которые наверняка не отказались бы меня покалечить.

С тех пор, как ты оставил клан, разговаривал ли ты с кем-либо, к кому ты отнёсся несправедливо из-за своих прошлых взглядов? Пытался ли ты принести им извинения или наладить общение? Если да, то как ты себя ощущал? Если нет, хотел бы ты это сделать?

Да, с одним человеком. В моей церкви был один темнокожий джентльмен, и когда я признался ему о моём прошлом, его это удивило и обидело. Я жалею, что не преподнёс своё признание как-нибудь иначе.

У тебя есть какие-нибудь татуировки, о которых ты жалеешь? Ты их перекрывал?

До сих пор есть, прямо над сердцем. Я очень хочу её перекрыть другой.

У тебя всё ещё остались предвзятые мысли или чувства? Если да, что как ты с ними разбираешься: игнорируешь или постоянно напоминаешь себе, что это неверные мысли ?

Должен признать, что да. Мне приходится постоянно напоминать себе, что эти помыслы порождает моё личное восприятие, а не реальная картина мира. Мне кажется, здесь я достиг некоего прогресса.

Большинство участников беседы отнеслись к истории shamethroway с пониманием — и пожелали ему удачи в его борьбе с самим с собой.

Несколько месяцев назад на r/IAmA появилось не менее любопытное интервью с беженкой из Северной Кореи, и мы перевели самые интересные его части. А если вас больше интересует внезапно ставшая одной из самых интересных политических фигур России Настя Рыбка, то обязательно почитайте, какие детали о Приходько и Дерипаске она выдала в интервью Алексею Навальному.