Развалинами турбизнеса удовлетворен

Этим летом моя семья впервые за почти 15 лет отдохнула у теплого моря без покупки «тура». Решение отдохнуть самостоятельно, или, как говорили в СССР, «дикарями», было принято еще весной, задолго до краха ведущих туроператоров. Но уже тогда, не обладая никакими провидческими способностями и познаниями в экономике, я подумал, что крах этот будет неизбежен, как восход солнца,  и вполне заслужен этими магнатами пластиковых лежаков. И сейчас с удовольствием готов написать на стенах их офисов продаж: «Руинами вашего  турбизнеса полностью удовлетворен!»

«У турков монополия»

Итак, весной я начал поиск подходящего варианта. Рассматривались традиционные маршруты – Турция, Греция, Испания. Требования были простые – песчаный пляж, питание по системе «все включено», один семейный или два стандартных номера /семья многодетная/ и перелет  авиакомпаниями «Аэрофлот» или «Трансаэро». Однако цена такой поездки на 21 день в отелях не ниже четырех «звезд» начиналась от 460 тысяч рублей! Таких денег просто не было. А даже если бы и были, все равно рука бы не поднялась платить полмиллиона за обычную турецкую  гостиницу с салатами из макарон. Ладно бы речь шла о каких-то «шестизвездочных» отелях в ОАЭ, о золотых унитазах и прочей сказочной роскоши которых слагают легенды. Но тут-то за что?!

С чего вдруг рядовой отель в Турции вдруг стал стоить в два с лишним раза дороже, чем год назад? Хотя и год назад было не дешево.

«Менеджеры по продажам» объясняли, что турки решили поднять цены, поскольку постреволюционные Египет и Тунис перестали пользоваться спросом у нашего среднего класса.

— Вот вы в Египет, конечно, не хотите? – говорили они мне.

— Не хочу. Я с детьми еду, мне приключения ни к чему,  – отвечал я.

— Ну вот, у турков теперь монополия, они цены и подняли, — объясняли мне экономически грамотные клерки.

Кто на самом деле устроил аттракцион неслыханной жадности — наши туроператоры или их партнеры, не знаю. Мне, в общем, безразлично. Даже если и турецкие хотельеры взвинтили цены, то виноваты все равно наши туроператоры, это они должны были договариваться о приемлемых ценах. Но за последние двадцать лет наши туроператоры усвоили манеру своих младших коллег с российского и украинского черноморского побережья. Тамошние владельцы грязных халуп, хлевов и курятников убеждены, что пляж их все равно прокормит и глупые курортники будут платить им независимо от условий проживания – к морю все равно приедут, «никуда с подводной лодки не денутся»…

Так вот, не будучи экономистом, рискну предположить, что именно цены нынешнего сезона и стали той соломинкой, что переломила спину верблюду отечественного турбизнеса.

Годами они плевали нам в лицо. Вы только вспомните, сколько раз надо было звонить и напомнить поганому клерку турфирмы, чтобы он наконец прислали вам по электронной почте варианты «тура». Вы вспомните их наглые контракты, куда и поправки вносить нельзя, по которым туроператор не нес никакой ответственности. Ни за авиаперевозчика, и вообще мог заменить рейс «Аэрофлота» на любые «Мухосранск-авиа» или «Дерьмовые авиалинии». Ни за то, что показывал вам в буклетах, и вообще мог поселить в любом отеле по своему выбору, и плевать, что вы там так нервно выбирали, смотрели отзывы, спорили с горячо любимой женой и оплатили в конце концов. Ни за ваше здоровье. Хоть один туроператор заплатил за отравления, травмы? Чем помогали туристам их гиды? Урегулировать конфликт с администраций отеля? Как бы не так. Лишь заманивали в магазины сувениров, кож и дубленок.

Несколько лет назад, когда я отдыхал в Египте, умер мой отец. Гид в отеле палец о палец не ударил, чтобы помочь мне вылететь в Москву. А сложность была в том, что в аэропорту даже авиакасс не было – одни чартеры летали. То есть в критической ситуации туроператор  просто бросал свих клиентов.

Кстати. Тогда же я убедился в абсолютной бессмысленности страхования поездок. Я, знаете ли, считал себя человеком неглупым и практическим. Поэтому обязательно страховал поездку. Ведь вдруг кто-то заболеет, отдых сорвется, а деньги немалые. Так вот, среди прочего страховка предусматривала бесплатное возвращение домой в случае смерти близкого родственника. Так было в полисе указано. Но  когда отец умер, то выяснилось, что это нестраховой случай. Как? А очень просто. У страховой компании были еще и правила страхования, помимо напечатанных в полисе и с которыми никто клиентов не знакомил. И согласно этим правилам, смерть от хронической болезни не является страховым случаем. Более того, даже если эта болезнь не была диагностирована – все равно не является. И самоубийство не является. Разве только убийство. Да и отказ в визе, как мне растолковали потом юристы, могут вполне подвести под «форс-мажор» — решение-то принял орган власти. И эти самые страховки нам впаривали туроператоры.

А еще документы, путевки-ваучеры нельзя было получить ранее чем за сутки до выезда. А бывало, что их курьеры  просто теряли документы. А еще их привозили  прямо в аэропорт, где обнаруживались опечатки в написании фамилий и номеров паспортов, и приходилось долго и нервно выяснять отношения с авиакомпанией во время регистрации на рейс…

В общем, услуги туроператоров были столь хороши, что временами я писал в соцсетях, что не худо было бы запретить их деятельность законодательно, наряду с кражей со взломом.

Однако ежики плакали, давились, но продолжали грызть кактус, то есть пользоваться услугами туроператоров. Почему? Да потому что казалось, так проще. Главное,  надежнее. Ну что ты будешь делать с детьми в одной руке и чемоданами, рюкзаками в другой в чужой стране, без языка, если что-то пойдет не так? А тут вроде встречают, привозят, селят. Ну, бывает с опозданиями на два-три часа. А зато проблема питания решена, а так — где детей кормить? Да провались оно… И шли покупать «тур»…

Но вот случилось так, что «тур» оказался не по карману. Что делать?

Друзья подсказали – отдых в Болгарии. Дешево. И без всяких отелей. Не нужны они, снимаешь апартаменты. А питание? Можно самим готовить, кухня есть. Можно в кафе – их там немерено.

Я рискнул.

На сайте «Booking.com» — системе онлайн-бронирования отелей — забронировал трехкомнатные апартаменты. Причем предоплата была всего 240 евро. Не полная стоимость, как при покупке «тура». Это значит, что если бы по приезду на место я обнаружил грязный хлев, то пошел бы и снял другие апартаменты. Это тебе не полностью оплаченный «тур», когда деньги уже ушли, нравится, не нравится – спи моя красавица… Жаловаться потом будешь, в центральную прачечную, как выражаются одесситы.

Визы оформить можно самому, а можно поручить турагентству. Авиабилеты на чартерные рейсы  продают только туроператоры. Чартеры дешевле, но регулярные рейсы надежнее.

Картинки на сайте бронирования оказались подлинными. Три комнаты, санузел, полностью оборудованная кухня, даже рюмки и бокалы под все виды напитков —  под водку, коньяк, вино, пиво и даже два нарядных бокала под шампанское. Плита.  Микроволновка. Холодильник. Кондиционер. Два телевизора, музыкальный центр. Стиральная машина. В качестве приятного сюрприза – каждые два дня бесплатно приходит уборщица.  И бесплатный вай-фай. Понимаете, вай-фай в своей кровати, а не в лобби отеля. Все удовольствие – 50 000 руб за 21 день.

Из аэропорта и в аэропорт на такси – по 20 евро. Говорят, я за него переплатил, надо было поторговаться.

Пляж, как и обещано –  пять минут ходьбы. Чистейшее море, дети на пляже сачком для бабочек рыбок и креветок ловили. Не для еды, это просто показатель чистоты воды. А с едой так. Рядом с домом  рынок, цены на мясо, овощи и фрукты – в два раза ниже, чем в Москве. Обед в кафе. Болгарские кафе – это нечто особенное. Даже не помню, где и когда нас так «облизывали». Может, лет двадцать пять назад, когда в Москве открывались первые кооперативные рестораны… Кафе конкурируют между собой и придумывают разные «фишки». В одном – детям бесплатно мороженное, в другом – конфеты, в третьем – мужчине рюмка ликера или ракии за счет заведения. Мелочи, но как же приятно. И цены: на 6 человек /трое маленьких детей, один подросток и двое взрослых/ полный обед с бутылкой сухого вина – 1200 рублей. И по-русски отлично понимают. И никакого шипения в спину в связи с политической обстановкой не было.

И еще чувствуешь себя свободным. Не надо по свистку вскакивать с пляжа и бежать в номер, торопливо мыться, чтобы успеть занять столик в столовой отеля…

Оказалось, можно отдыхать с детьми и без системы «все включено», и без туроператоров. И дешевле. Гораздо.

А когда я вернулся, то узнал, что еще несколько моих знакомых, завсегдатаев турецких отелей, ознакомившись с ценами от туроператоров, отправились этим летом в отпуск самостоятельно. Кто на машине путешествует, кто как мы – с помощью интернета самостоятельно бронирует комнаты.

А туроператоры нам без надобности. Что они делают? Переводят наши деньги зарубежным отелям? Так с этим и банки справятся. Что они продают? Какие услуги? Воздух!

Более того, они вредны. Именно они развратили и хотельеров, и авиаперевозчиков, приучив к тому, что клиенты у них будут вне зависимости от качества услуг. Между прочим, я бывал в Турции и на Кипре лет …цать назад, еще до расцвета отечественного турбизнеса. Помню, тогда в отелях были не столовые, а рестораны, и официанты приносили еду, а горничные убирали номера, портье были сама любезность. Как и стюардессы.

Очень хочется, чтобы волна разорений туроператоров катилась и дальше. Чтобы полностью. В дым.  Дотла. Чтобы от отрасли в ее нынешнем виде не осталось ничего, только пугающие воспоминания. А мы без них обойдемся. Как говаривал один литературный герой: «У меня есть все основания считать, что с вашим делом я справлюсь и без вас».

Один комментарий на «“Развалинами турбизнеса удовлетворен”»

  1. Кристина:

    Жуткая статья. Понятно, что человек обжегся на недобросовестных туроператорах или турагентах, но с такой злобой и уверенностью желать краха туротрасли? Вы хоть представляете сколько человек в ней работают и останутся без работы. Причем многие среди них добросовестные профессионалы, которые туристу и помогут и подскажут и сделают так, чтобы он не в хлев грязный заехал, как вы пишите, а в отличный отель и остался так доволен, что потом еще бутылку Мондоро в подарок привез. И вы может быть и обойдетесь без услуг операторов, но 80% россиян скорее приобретут тур,чем будут самостоятельно себе все бронить, есть люди которые просто в этом не разбираются, пожилые люди, которые даже компьютером пользоваться не умеют, люди которым просто лень и проще пойти и купить все готовое. Но нет же, если вам удобно, то и всем должно быть удобно и пусть все нахрен обанкротятся. Замечательная позиция,ничего не скажешь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика

Сообщить об опечатке

Отправь текст нашим редакторам, и мы поправим в ближайшее время!