Протестовать культурно

Российские политические художники у себя дома подвергаются гонениям и остаются непонятыми обществом, но стоят в авангарде протестного искусства в мире. Pussy Riot и Петр Павленский сейчас уже могут соревноваться в популярности с Бэнкси, считают российские художники.  Medialeaks выяснял, почему деятели культуры стали задавать моду в политическом протесте России.    

«Пронзительнее, чем Ленин в Мавзолее»

Новость о художнике, пригвоздившем себя к брусчатке на Красной площади в Москве, стала самой обсуждаемой в понедельник в СМИ, но далеко не все поняли, что хотел сказать автор: многие комментаторы сочли перфоманс выходкой душевнобольного или страстью к славе. В то же время сами художники с восторгом восприняли поступок Павленского.

Автор одного из самых известных граффити в мире «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви» на фрагменте Берлинской стены (изображение целующихся Брежнева и Хонеккера) Дмитрий Врубель, который сейчас живет в Берлине, говорит, что образ человека, прибитого за мошонку к Красной площади, останется на века:

«На мой взгляд, это очень сильный образ — взаимоотношения человека и власти в России, потому что Павленский создал своим телом и своим действием картинку. Красная площадь, ноябрь, дождь, холодно, маленький голый человек на фоне Кремля, брусчатки, каменных трибун, ментов, ФСОшников, серого неба, осень, красные кремлевские стены, Спасские ворота, из которых Сталин выезжал. Для меня это не только жест, а очень сильный и запоминающийся образ. На мой взгляд, это великолепное произведение искусства. Образ, созданный Павленским, останется на века».

Художник Герман Виноградов – один из ярких представителей российского акционизма, хоть и не политического. В 2012 году он поднялся на 66 этаж башни «Федерация» и облился водой в 27-градусный мороз. Позже художник рассказывал, что с детства восхищался небоскребами, а комплекс Москва-сити начали строить напротив его школы. Вскоре родилась идея таким образом приблизиться к мечте. В результате перфоманс стал «самым высоким» обливанием водой в мире.

«Я восхищен, — говорит Виноградов о Павленском. — Я наблюдаю за Петром давно и кроме политической составляющей у него все еще высокохудожественно: его фигура, которая произведение искусства сама по себе, и как он реализует свой замысел в пространстве. Если взять Красную площадь как очень старый холст, где происходило и утро стрелецкой казни, и парады Сталина, то, как он вписал свое тело, в художественном смысле даже пронзительней, чем Ленин в Мавзолее или Сталин на Мавзолее. Это предельное высказывание во всех смыслах: и в визуальном, и в политическом. У меня оно вызвало очень глубокое, тотальное сопереживание».

От «Монстраций» к Болотной

Оппозиция раздавлена репрессиями, люди находится в апатии, акции политхудожников сейчас стали механизмом, подталкивающим общество к действиям и размышлениям. Ежегодные «Монстрации» в Новосибирске с транспарантами ироничного содержания еще в середине 2000-х предложили людям способ самореализации на политических акциях.

«Методы, которые были предложены на «Монстрациях» сработали на волну протестной осени 2011 года, — рассказывает один из инициаторов мероприятия Артем Лоскутов. — Люди приходили с плакатами немножко ироничными, потому что не привыкли выходить на площадь и серьезно чего-то требовать, а через самоиронию можно говорить о проблемах и вещах, которые людей волнуют. И на Болотной я видел много таких плакатов».

Первая «Монстрация», цель которой — дать всем желающим выразить себя, используя забавные и при этом актуальные плакаты, в Новосибирске прошла в 2004 году. Затем мероприятие стало ежегодным, количество участников выросло до нескольких тысяч, а идею подхватили и другие города и даже страны. Участники выходят с шествием, держа в руках транспаранты с саркастичными лозунгами. «Любви все возрасты попкорны», — написано на одном из баннеров симферопольского шествия в этом году. В самом Новосибирске в этом году люди приходили с раскрашенными лицами, в костюмах и с мыльными пузырями. «Копнешь – грааль найдешь», — держит табличку один из участников. «Я катаю до упора», — гласит листок на сноуборде одного из пришедших на мероприятие.

«Искусство в России играет роль катализатора. Всегда художники и музыканты шли впереди. Потом наработанным художественным языком пользуются общественные движения», — утверждает Виноградов.

Митинги оппозиции на Болотной площади и проспекте Сахарова отличались высоким уровнем иронии, а зачастую и самоиронии. Люди приходили с надписями «мы – сетевые хомячки», были на акции и человек-яйцо с табличкой, что он «просто гуляет», человек-танк и человек в клетке.

tank

Еще одна роль политического искусства – обнажать скрытые проблемы общества. Теперь художники говорят, что именно они на передовой в отношениях власти и общества.

«Например, то, что делали Pussy Riot. Это была попытка протестовать в такой сфере, в которой не очень артикулировано взаимодействие — общества с религией. Как мы видим, все общество, не прошло года-полтора, резко ощутило, как плотно мы соприкасаемся в жизни с религиозными институциями и как они влияют на нашу жизнь», — рассуждает Лоскутов.

«Роль политического искусства очень велика в данный момент. Процесс, связанный с Pussy Riot, как с художественной и политической группой, был на передовой общества. И осенью 2013 года ситуация с Надеждей Толоконниковой тоже вышла на передовую общества. Надя, безусловно, художник, а проблемы и, в некотором плане, методы, которые она задействовала при рассказе о ситуации в мордовской колонии, вызвали беспрецедентно высокий резонанс, говоря о ситуации в российских тюрьмах. Это тоже отчасти происходит по линии современного искусства», — рассказывает Петр Верзилов из арт-группы «Война», которая в конце 2009 года раскололась на две части из-за внутренних разногласий.

История Pussy Riot стала известна на весь мир. Не обошли вниманием западные СМИ и перфоманс Павленского на Красной площади. О нем написали Bloomberg, The Guardian, The Huffington Post, BBC, The New York Times, Independent, The Time и другие.

Художники отмечают, что такой культуры политического искусства, как в России, нет ни в одной стране мира.

«Судя по тому, что делали и группа «Война» и Pussy Riot, и то, что делает Павленский, стоит в первых рядах. Я, с точки зрения искусства, ничего похожего даже в той же Германии не видел или в Америке. Если бы Femen позиционировали себя как художницы, наверное, это было бы равносильно, но и это все-таки, Украина, тоже наша бывшая советская земля. Мне кажется, что современный русский политический акционизм наиболее внятный во всем мире. Рядышком, может, стоит Бэнкси, — рассказывает Врубель.

«Самые известные в этом плане — русские. Почему? В России всего больше: территории, нефти, несправедливости, больше талантов, причем природных талантов», — говорит Виноградов.

«Саркози тоже злился»

Павленскому грозило 15 суток за «мелкое хулиганство», но суд решил, что художник не нарушил закон. Но сейчас уже мало кто удивится двум неделям ареста за политический перфоманс на Красной площади. Уже давно стало понятно, что в России власти не жалуют политическое искусство.

Один из основателей российского акционизма художник Авдей Тер-Оганьян уехал в Чехию, после того как за его перфоманс «Юный безбожник» в 1998 году, где он топором рубил репродукции икон, было заведено уголовное дело по обвинению в разжигании религиозной вражды.

Летом этого года галерист Марат Гельман был уволен с поста директора музея современного искусства PERMM без объяснения причины. Сам галерист назвал причиной своего увольнения цензуру и заявил, что узнал о решении из СМИ. Это произошло спустя несколько недель после скандала на фестивале «Белые ночи» в Перми, где прошли художественные выставки, посвященные Олимпиаде в Сочи-2014 и «болотному делу».

Петербургский художник Константин Алтунин пострадал уже из-за картин, отражавших недавнюю борьбу «Единой России» за нравственность. Он уехал из России после того как полицейские и депутат заксобрания Виталий Милонов изъяли из Музея власти в Петербурге четыре его картины для проверки на экстремизм: «Радужный Милонов», «Травести» с изображением Владимира Путина и Дмитрия Медведева в нижнем белье, диптих «Эротические сны депутата Мизулиной» и портрет патриарха Кирилла «От исповеди». Сейчас Алтунин вместе с семьей живет в Париже.

«До последних событий я не делил искусство на политическое и не политическое. Мелкие люди стоят у власти и очень болезненно реагируют на критику, в том числе от художников. Я писал картины и даже не думал, что они вызовут такую реакцию, — рассказывает Алтунин. —  Здесь мне все говорят, что удивлены реакцией властей в России на мои картины. Мне рассказывали, что Саркози очень остро подвергался художественной карикатуре, и, говорят, он тоже злился, но ни о каких запретах не могло быть и речи».

Константин Алтунин

«Выходки» художников

В условиях нарастающих запретов обществу нужны такие смельчаки, как Павленский, и такие «выходки», как его акция, говорит Виноградов.

«Жизнь будет меняться, постепенно, медленно, но меняться. И необходимы такие выходки. Не акции, а именно выходки — когда человек буквально выходит из себя, во всех смыслах. Чтобы на такое решиться, нужно взорваться эмоционально и при этом высказывание должно иметь ясную форму»,- полагает художник.

Несмотря на резкую реакцию властей на проявление политического искусства, художники не намерены сдаваться.

«Государство показывает, что оно и общество будет делать с художниками – оно будет его пытать и мучить. Это не просто цензура, это политика уничтожения. Естественно, со стороны художников идет ответный жест. Это всегда будет. Сколько бы государство ни преследовало художника за искусство, он все равно будет себя так вести», — говорит Врубель.

Сюжеты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика

Сообщить об опечатке

Отправь текст нашим редакторам, и мы поправим в ближайшее время!