Убийство мэра Нефтюганска. Что известно о «третьем деле» Ходорковского

Medialeaks Medialeaks

Экс-владелец ЮКОСа Михаил Ходорковский был помилован и вышел на свободу два года назад. Теперь он снова стал обвиняемым — и уже не по экономическим преступлениям, а по делу об убийстве мэра Нефтюганска Владимра Петухова, который был застрелен в 1998 году. Medialeaks рассказывает все, что известно о новом деле Ходорковского.

О существовании «третьего дела» стали говорить еще во время «второго», но официально все началось этим летом, когда Следственный комитет заявил, что возобновляет расследование убийства мэра Нефтюганска, а Михаил Ходорковский тут же стал подозреваемым в заказе преступления.

«В связи с вновь открывшимися обстоятельствами принято решение о возобновлении расследования уголовного дела об убийстве в 1998 году мэра Нефтеюганска Владимира Петухова. По появившейся в распоряжении Следственного комитета оперативной информации, в роли заказчика этого убийства и ряда других особо тяжких преступлений мог выступать непосредственно руководитель ЮКОСа Михаил Ходорковский», — сообщил СК.

Следователи сразу же оговорились, что отсутствие Ходорковского на территории России (а он сразу же уехал после освобождения) «не станет непреодолимым препятствием для проведения с ним всех необходимых следственных действий».

Сначала был допрошен отец Ходорковского, теперь вызван в СК уже в качестве обвиняемого сам бизнесмен. А если верить источнику «Интерфакса», его уже объявили в федеральный розыск, и собираются — в международный.

Напомним, в 2005 году обвинение в убийстве предъявили бывшему сотруднику безопасности ЮКОСа Алексею Пичугину, а в 2007 году его признали организатором преступления и приговорили к пожизненному заключению. Заказчиком преступления суд признал бывшего совладельца ЮКОС Леонида Невзлина, который уехал в Израиль. Он был приговорен к пожизненному заключению заочно.

«Зашибись день рождения»

Владимир Петухов был застрелен по дороге на работу в 1998 году в день рождения Ходорковского — 26 июня. Незадолго до смерти он развернул масштабную войну против ЮКОСа: объявил голодовку, требовал возбудить дело о сокрытии налогов против компании, параллельно обвиняя местных чиновников в связях с ЮКОСом.

12

Супруга Петухова Фарида Исламова буквально через несколько дней после убийства отправила Борису Ельцину заявление в котором написала, что причиной убийства «могла быть попытка мэра проверить деятельность НК ЮКОС, вызванную налоговыми неплатежами».

А в суде она заявляла, что убийство мужа «нужно было только Ходорковскому, больше никто не мог».

«Мое мнение, что убийство мужа нужно было только Ходорковскому, больше никто не мог. Но надо понимать, что Ходорковский сам это делать не будет. Все в городе говорили, что он собрал вокруг себя Швондеров и Шариковых, а сам приезжал к нам запугивать: вот он, король ЮКОСа», — цитировал его «Коммерсантъ».

В то же время она сообщила, что никогда не слышала от своего мужа, который по ее словам обычно делился с ней проблемами в делах, фамилий Леонида Невзлина и Алексея Пичугина.

11

А спустя 5 лет, когда Ходорковского освободили, она уже причисляла Невзлина, на тот момент уже осужденного пожизненно, к убийцам.

«Именно Ходорковский был идеологом физической ликвидации моего мужа, но он сейчас на свободе, мне больно об этом говорить, моего супруга уже не вернуть, как и пять других человек из 11 доказанных в суде фактов покушений на людей по делам ЮКОСа. За этим стояли Ходорковский, Невзлин и (экс-совладелец компании Владимир) Дубов», – говорила ТАСС супруга Петухова.

Повторила она свои слова и спустя еще пару лет, когда СК заговорил о возобновлении дела, а также сейчас, после вызова Ходорковского на допрос.

«Одним из главных заказчиков убийства Владимира Петухова был Ходорковский. Об этом было известно давно. Благодаря богатству Ходорковский нанял армаду головорезов и адвокатов. Опасно, что он по-прежнему „бегает“. Сегодня брошен вызов нынешней власти — хватит ли сил у органов довести это до конца и провести суд над этим человеком?» — сказала она LifeNews во вторник 8 декабря.

Сам Ходорковский ответил на обвинения в интервью «Снобу» после освобождения, где заявил, что ему была невыгодна смерть мэра.

«Петухов — мэр небольшого города, в котором у меня добывающих мощностей нет. Добывающие мощности не в городе, а в районе. Там совершенно другой руководитель, с которым никаких проблем нет, который, во всяком случае до моей посадки в тюрьму, прекрасно себя чувствовал. И таких районов немало. Я в этом случае предлагал поставить мысленный эксперимент. Вот есть Игорь Иванович Сечин, руководитель „Роснефти“. И есть мэр Нефтеюганска, сегодняшний. Может ли сегодняшний мэр Нефтеюганска причинить неприятность Сечину Игорю Ивановичу? Очевидно, что нет. Тогда скажите, как мог мэр Нефтеюганска напакостить мне лично?» — объяснял Ходорковский.

Он добавил, что «если бы он уж совсем достал», то ему проще было бы перевести штаб-квартиру компании в Ханты-Мансийск, «что губернатор Филипенко постоянно и предлагал».

«Когда начался весь этот голодовочный дебош, я позвонил нашему региональному менеджеру и говорю: „У вас там все нормально?“ Он отвечает: „А, не обращайте внимания, все нормально“. После этого мэра Петухова убивают — на мой день рождения! Мне 35 лет, ко мне премьер должен был прийти, ко мне мэр Лужков должен был прийти. И все, естественно, отменяется. Зашибись! Классный подарок мне. Я же прекрасно понимаю, что если даже придут люди на день рождения, будем циничны, все равно эта тема возникнет. Зашибись будет день рождения у меня — одновременно с поминками. И я в результате, естественно, отменил это свое 35-летие», — рассказал Ходорковский.

Ранее Medialeaks подробно рассказывал о мэре Петухове и двух расследованих его убийства. Напомним, в рамках первого проверялись разные версии мотивов убийства, включая возможный интерес супруги мэра, которая после его убийства получила, по некоторым оценкам, более $0,5 млн. А также причастности к организации убийства бывшего главы Нефтеюганска Севрина, против компании которого по инициативе Петухова было возбуждено уголовное дело о неуплате налогов.

«У этого человека кровь на руках»

Российские власти неоднократно намекали на причастность Ходорковского к убийству.

«Проблема Ходорковского заключается в том, что он нарушил закон многократно и грубо. Больше того, часть группы, в которую он входил, обвиняется — и судом доказано — в совершении преступлений против личности, а не только в сфере экономики. За ними убийства, и не одного человека. Вот такая конкурентная борьба недопустима. И мы, конечно, всячески будем ее пресекать», — говорил в 2008 году, еще будучи премьером Владимир Путин в интервью Le Monde.

0

А в 2010 году, во время прямой линии, Путин публично усомнился, что Ходорковский не был причастен к убийству мэра.

«Да, и кроме всего прочего, еще раз хочу повторить, я не говорю про него (Ходорковского — прим. Medialeaks) лично. Напомню, что руководитель службы безопасности ЮКОСа сидит в тюрьме за убийство. Не понравился им мэр Нефтеюганска Петухов — убили. Женщина здесь в Москве не отдала им свое помещение маленькое, которое они хотели забрать, — убили. Киллера, которого наняли, убили. Мозги только одни нашли в гараже. Что, руководитель службы безопасности сам что ли, по собственной инициативе все эти преступления совершил?», — сказал Путин.

Западные журналисты передавали, что Путин, отвечая на вопрос о ЮКОСе в рамках форума на Валдае в том же 2010 году говорил, что не хочет вмешиваться, но заявлял, что у Ходорковского «руки в крови».

«Это судебное дело, я не буду вмешиваться, но у этого человека кровь на руках», — цитировали Путина главный редактор польской Gazeta Wyborcza Адам Михник и эксперт Германского совета по внешней политике Александр Рар.

При этом пресс-секретарь президента Дмитрий Песков во вторник 8 декабря заявил, что Путин не знал о новом уголовном деле, когда помиловал Ходорковского в конце 2013 года.

«Естественно не было, ее не могло быть, — сказал Песков, отвечая на вопрос, располагал ли тогда президент информацией о возможной причастности Ходорковского к делу об убийстве Петухова. — Следственные органы продолжают свою работу, и здесь, в данном случае, о возникновении каких-то новых обстоятельств должны сообщить следственные органы. Не было той информации, которая появилась сейчас и стала поводом для тех действий, которые принимаются следственными органами».