Майданом по бизнесу «регионалов» Украины

Борьба украинцев с властью сказывается на бизнесе сторонников «Партии регионов». В Украине развернулась кампания по бойкоту 25 банков, полсотни СМИ, четырех сетей заправочных станций, спортивных клубов, товаров для дома и многого другого. В группе активистов на Facebook уже более 46 тысяч участников. Medialeaks пообщался с анонимными администраторами движения об их работе, целях и результатах. 

Как появилась идея начать кампанию?

Первые же Вече, организованные оппозицией после кровавого разгона протестующих студентов 30 ноября 2013 года, показали, что у оппозиции нет никакого плана действий… В среде активных граждан появилось понимание, что действовать необходимо самостоятельно, определяя достижимые цели и направления движения на основании собственных квалификаций, ресурсов и пониманий. Таким образом, в малой группе вызрела идея экономического бойкота «Партии регионов»…

Появилась идея ударить «регионалов» и власть отказом от потребления их товаров и услуг. Был подготовлен стартовый манифест. Для производства лого и стартовых дизайнов мы использовали ресурсы нескольких рекламных агентств. Первичный список компаний «регионалов» был составлен финансистами…

Вскоре активисты создали список бойкота на основе гугл-дока (Документы Google – прим. Medialeaks). Работа над списком ведется по принципу открытого кода… Изменения в базовой таблице сразу обновляют все связанные продукты.

Ресурсы рекламных агентств и работа финансистов над списком на первом этапе  — это было на добровольной основе или приходилось собирать средства?

Все мы работаем на добровольной основе. Небольшой фандрейзинг был на самом старте для рекламной поддержки запуска группы. Запуск оказался настолько динамичным, что дополнительный фандрейзинг не осуществлялся.

С чего все начиналось? В плане подписчиков, какой величины был список бойкотируемых товаров?

Поначалу в списке было компаний 20 — вы легко можете найти первый пост. Там также была компания, которая попала в список случайно — мы не владели информацией о продаже банка семьей Клюева. Собственники этого банка вышли на нас в течение двух суток, здесь, в сообществе, и предоставили доказательства того, что они не имеют собственников из «Партии регионов». Они были важным подтверждением того, что бойкот уже в первые дни привел к существенным оттокам депозитов с целевых банков. Собственно, они нам напрямую об этом говорили в месседжах с просьбой безотлагательно вывести их из списка бойкота. Сейчас у нас есть более точные данные по масштабам оттока депозитов из банков «регионалов». В первую неделю декабря из банков вывели примерно 5 млрд грн.

А как быстро росло число подписчиков группы в Facebook?

В первый же день к странице присоединилось 8 тысяч человек. С первого же дня 173 тысячи пользователей увидели наши посты, рекорд — около 270 тысяч уникальных пользователей за 1 день.

Как вы себя рекламировали?

Мы изначально призывали людей действовать — делать дизайны, планировать акции, самоорганизовываться и публиковать все на странице бойкота. Если это все сложно — просто участвуйте в обсуждении, лайкайте, распространяйте контент среди своих друзей-знакомых в онлайне и оффлайне. То есть контент группы, список бойкота, приложения для мобильных устройств являются результатом работы большого количества людей, которые в реальной жизни не знакомы.

Мы также децентрализовали управление группой, чтобы никто не мог влиять на ее политику и список. С этой же точки зрения мы придерживаемся строгой конфиденциальности.

Кто-то из известных украинских активистов публично вас поддержал?

Да, платформа бойкота стала основой деятельности ряда активистов и групп. Одна из самых активных во Львове, о ее работе часто рассказывает Отар Довженко. В Киеве акции в рамках бойкота и раздачу материалов бойкота активно проводит партия «Демократический Альянс» — ее палатка на Майдане возле Лядских Ворот — постоянное место раздачи стикеров и плакатов. Ее лидер Василий Гацько.

Также движения «Видсич», «Спильна» справа часто проводят акции в регионах в рамках бойкота. Это только наиболее видимая часть гражданской активности. Вообще же, в каждом регионе Западной Украины мы видим активные группы бойкота, и в ряде городов центра они тоже есть.

А сталкивались ли вы с проблемами из-за своей деятельности? Поступали ли вам угрозы?

Нам постоянно пишут в личные сообщения пресс-службы, пытаясь отгородить своих собственников. Наша позиция проста — собственники сами должны завить о личной позиции и подтвердить ее выходом из «Партии регионов» и голосованиями в Верховной Раде, если они депутаты. По неформальным каналам приходят и другие приветы. Мы, осознавая, что такие попытки будут, максимально децентрализовали управление группой, так, чтобы давление на любого из администраторов не могло влиять на позицию сообщества. Есть принципы, есть правила исключения из списка. Мы на днях их публиковали — на этом и стоим.

Как вы выбираете людей в «черный список»? По каким критериям? Это просто принадлежность к партии? Вот Ринат Ахметов, например, делал заявление, в котором сказал, что глубоко соболезнует семьям погибших, выступил с осуждением насилия.

В гугл-доке под списком, на странице, идет обсуждение брендов и их собственников. Мы включаем в список бойкота компании, в которых доказана собственность у членов «Партии регионов» в объемах более 25% — блокирующий пакет. Абсолютное большинство компаний в списке – компании, полностью принадлежащие регионалам.

Под давлением бойкота многие собственники-регионалы делают заявления, что сочувствуют родственникам жертв, осуждают насилие и т.д. Ахметов, Еремеев вот сегодня опубликовали заявление «Эпицентра». Но этот креатив их PR-служб нам не нужен. Мы ждем выхода из «Партии регионов», осуждения кровавого режима и голосований в Верховной Раде на стороне народа. В любом случае, участие в списке бойкота становится проблемой.

Возможно ли находить альтернативы бойкотируемым товарам? Ваш список довольно внушительный.

Мы пытаемся упростить выбор альтернативы — в списке есть даже такая колонка. Пытаемся тут быть аккуратными, задачей бойкота не является рекомендация других компаний.

По большинству рынков очень легко переключиться — легко не заезжать на заправки WOG или БРСМ-Нафта, не покупать консервацию «Верес» или перевести депозит из банка ПУМБ в другой. Немного тяжелее с рынком стройматериалов — регионалы Александр и Галина Гереги монополизировали не только киевский рынок стройматериалов, но и в большинстве регионов.

Но в любом случае эти неудобства поменьше тех, которые испытывают люди, стоя 70-й день на баррикадах, и необходимо помнить, что мы не развлечения ради затеяли бойкот, а как сознательную акцию по лишению финансового ресурса спонсоров власти, в том числе «Беркута», подкупа судей и прокуроров, голосов избирателей и т. д. Эти цели стоят того, чтобы за них побороться и в том числе проявить изобретательность или приложить дополнительные усилия по тем рынкам, где регионалы создали монополию.

Как вы отслеживаете результаты своей деятельности? Понятно, что вы можете отслеживать число подписчиков, комментарии в группе, просмотры, а что касается экономического ущерба тем компаниям, против которых вы выступаете?

Действительно, сбор информации по результатам — дело непростое. В первые же дни мы получили обратную связь от собственников банка, который попал в список по ошибке. Они сообщали без детализации о значительном оттоке вкладов. Связывали это с бойкотом. Что-то публикует пресса. Также мы сейчас проводим вместе с международной исследовательской компанией GFK национальное исследование, которое покажет нам что-то о знании о бойкоте в стране, поддержке этих идей, готовности бойкотировать и по каким группам товаров. В общем, исследование позволит нам заточить нашу деятельность и понять масштаб влияния. В будущем мы планируем делать ежеквартальные замеры.

Еще один источник — франчайзи. Мы, например, видим, что во Львове массово закрываются магазины сети «Родинна Ковбаска», бренд и компания принадлежат лидеру местных регионалов.

А какие компании люди бойкотируют с особым рвением, оценить можно?

Больше всего сейчас достается «Эпицентру» во Львове: три их маркета заблокированы баррикадами, в том числе «Новая Линия», тоже им принадлежит. Также блокируются и активно пикетируются заправки WOG. Блокирование хлебокомбината «Кулиничи», принадлежащего сыну  Николая Азарова, закончилось поджогом шин. То есть активисты бойкота, кроме рекомендованных нами способов протеста, придумывают и свои, и иногда они не такие мирные, как философия Ганди об отказе от сотрудничества. Мы все же хотели бы удерживать бойкот в рамках несиловых и законных методов…

Как бы вы в целом описали итоги вашей кампании на сегодня? Чего удалось добиться?

Самое важное, что люди начинают думать о том, кому достаются их деньги и как ими распоряжаются бизнесы, которые мы выбираем для покупок или сервисов… Сегодня весь мир входит в эру диктата потребителя — в Украине прекрасная возможность показать эту силу в полный рост…

Сюжеты

3 комментария на «“Майданом по бизнесу «регионалов» Украины”»

  1. … і, щоб ви розуміли «бойкот» працює!

  2. Андрей Коваленко:

    Крым, Восточная и Южная Украина тоже успешно бойкотирует западенскую продукцию!

  3. Андрей Коваленко:

    Спасибо за информацию. Ваш «список бойкота» — для адекватных украинцев будет списком предпочтения!)))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика

Сообщить об опечатке

Отправь текст нашим редакторам, и мы поправим в ближайшее время!