Курс на взлет

Тот, кто жалуется на невыгодный обменный курс в банках, вероятно, никогда не покупал газеты в киосках аэропорта Шереметьево. Глянцевый журнал здесь стоит 10 евро, точнее, 520 рублей. Курс внутренний — 52 рубля за один евро, на 20% больше установленного Центробанком. Кто решает, сколько брать с пассажиров, и почему этим не интересуются регуляторы, разбирался Medialeaks.

«У всех курсы разные»

«Не успел купить прессу перед аэропортом, а в Шереметьево свежий номер «Русского репортера» стоит, сколько бы вы думали? 2,5 евро. Всего 52 рубля за евро, 130 рублей за журнальчик. Продавщица мне в ответ на возмущенное замечание сказала: что вы хотите, у всех курсы разные!» — рассказал Medialeaks москвич по имени Дмитрий, улетавший в Токио в ноябре.

Информация о «диком», как говорит Дмитрий, курсе валют в газетном киоске аэропорта стала появляться в интернете буквально месяц назад. О нем стали писать пользователи соцсетей, ценами на газеты возмущался и художник Андрей Бильжо.

«Я понимаю, курс везде немного завышен, но разумность завышения же есть. Если он там был бы 46 рублей — на рубль, два больше, то ладно. Но это меня просто возмутило. Ну как 52? Это лукавство и мошенничество», — сказал Бильжо в разговоре с Medialeaks.

Судя по чекам из киосков, опубликованным в интернете, магазинами владеет печатный дом «Новый русский дизайн».

«Курс руководство устанавливает»

Информации о компании в открытом доступе практически нет. Известно лишь то, что ООО «Печатный дом «Новый русский дизайн» занимается «розничной продажей печатной продукции и сопутствующих товаров на территории аэропорта Шереметьево.» Руководит компанией некий Ковальков Дмитрий Юрьевич, упоминания в СМИ о нем отсутствуют.

Ответившая на телефонный звонок менеджер фирмы о внутреннем курсе валют знает и относится к нему спокойно.

«Да, в Шереметьево — это наши киоски, а в тех, что после таможни, конечно, цены в евро. Курс руководство устанавливает. У нас по-моему такая информация ( о курсе валют — прим. Medialeaks) возле кассы находится. Но все равно при покупке продавец спрашивает, в каких единицах будет человек расплачиваться, и пересчитывает это на рубли», — сказала сотрудница «Нового русского дизайна», отказавшись назвать свое имя.

На самый интересный вопрос — по какому принципу руководство решает, сколько именно будет стоить евро, менеджер ответить не смогла. «Этого я не знаю, не смогу вам сказать», — сказала девушка.

На сегодняшний день курс евро, установленный Центробанком, составляет 45 рублей, то есть наценка в киосках «Нового русского дизайна» 20-процентная.

«Ну почему 52, а не 64? Какая-то логика здесь должна быть? Ведь курс должен меняться, в банках он колеблется, правда, речь идет о 20-30 копейках, ну максимум рубль. А тут-то как они решают?» — возмущается Бильжо.

«Все думают, аэропорт обнаглевший»

Ответить на этот вопрос смогло бы само руководство «Нового русского дизайна», но Medialeaks с его представителями связаться не удалось. Кроме коммерсантов и пострадавших, в этой истории фигурирует еще одна сторона — сам аэропорт. Эксперты утверждают, что в дела расположенных на его территории магазинов, ресторанов и т.д. Шереметьево не вмешивается.

«Все думают, что это аэропорт такой обнаглевший, сидит и собирает деньги. Но это не так. Сто процентов говорю, что вся система обслуживания находится в аэропортах на договорах. Аэропорт отдает в аренду площадь. Магазины, киоски, рестораны и бары не принадлежат аэропорту. Только площадь и больше ничего», — говорит гендиректор ассоциации аэропортов России и СНГ Виктор Горбачев.

Medialeaks не удалось получить оперативное разъяснение со стороны самого Шереметьева, однако слова Горбачева подтверждают и в другом московском аэропорту — Внуково.

«Цены — это политика компании, которая арендует площади, мы ими не управляем. Отношения у нас с ними как у арендодателя и арендатора. Аэропорт получает только арендную плату. Их курсы и их цены — это их политика», — сказал сотрудник пресс-центра Внуково Константин.

Конечно, ручаться за другие московские аэропорты, в том числе Шереметьево, Константин не стал, но добавил, что «в принципе это обычная практика.»

«Пусть указывают и доллары, и юани»

Так что же получается? С аэропорта спрос не велик, а с коммерсантами об устанавливаемых ими ценах и вовсе нет смысла разговаривать — у нас капитализм и свободная торговля. Правда, тут есть один нюанс. Согласно закону о правах потребителей, в котором описаны обязанности продавцов перед клиентами, цены на реализуемые товары в магазинах и т.п. должны быть указаны в рублях.

«Конечно, цены должны быть в рублях. А если уж они указывают валюту, значит, должны быть цены и в евро, и в долларах, и юанях. Если они присвоили себе звание банка, который проводит прием платежей в любой валюте, значит, пусть пишут цены во всех валютах», — объяснил Medialeaks юридический консультант Александр.

Кроме того, как говорит юрист, информация о курсе валют, используемом киоском, должна быть видна покупателям и находиться прямо у кассы. Пассажир по имени Дмитрий, с которым беседовал Medialeaks, такую табличку не видел: «Либо ее не было (более вероятно), либо она была, но крайне незаметная». Андрей Бильжо информационный лист заметил, правда, уже после того как расплатился.

«Да, табличка висит у них на столбе, напечатанная, подпорка там какая-то, колонна. И там написано, что курс у них — 52 рубля за евро. Висит табличка, честная табличка, что 52 рубля. Ровно так же б висела табличка, что 200 рублей», — говорит Бильжо.

Фактически получается, что о ценах покупателей оповещают, правда, юристы уверены, что столб нельзя считать рекламным местом для размещения информационного сообщения о курсе валют. «Только над кассой», — говорят в юридической консультации.

Моральный вред

Свободный рынок  свободным рынком, но права потребителей еще никто не отменял. Как рассказал Medialeaks сотрудник юридической конторы, пожелавшие расквитаться с бессовестными продавцами газет и журналов москвичи могут обратиться с претензией в департамент по защите прав потребителей или в суд. Выиграть такое дело просто, уверены юристы.

«Вы в претензии скажете, что испытали моральный вред — осадок у вас на душе остался от того, что вам продали журнал за 500 рублей. И вы вправе требовать возмещения этого морального вреда. До 50 тысяч рублей судьи очень просто подписывают, — рассказывает Александр. — За миллион придется побороться».

Компанию за нарушение законодательства может ждать штраф в 100 тысяч рублей, а если выяснится, что в киосках все же нет надлежащим образом оформленного информационного листа с указанием обменного курса, то даже отбор лицензии.

«ФАС должна их прищучить»

Жалобы пассажиров на дикие цены в аэропортах не редкость, всем известно, что даже за привычную бутылку воды там  берут втридорога. Но почему же на озверевших коммерсантов не реагируют ни администрация аэропорта, ни регуляторы?

«Знаете, на курсы валют у нас никогда жалоб не было. Большинство людей понимает, что, если приходит в магазин, а там вывеска «Аптека», то вопросы по ценам нужно адресовать именно конкретно этой аптеке, а не тем, кто дает площадь в аренду», — говорит сотрудник пресс-службы Внуково.

Получается, что аэропорты не сильно волнует, что и как продают расположенные на их территории магазины. Остается надеятся на властей, но и регуляторы никаких мер не принимают.

«Есть у нас в конце концов контролирующий орган, такая Федеральная антимонопольная служба. Она и должна их прищучить. Вот и все. Но она этого не делает, народ приезжает и говорит, что вот аэропорт по 200 рублей в час дерет за паркову. Ребята, мы не при чем», — объясняет глава ассоциации аэропортов России и СНГ.

За границей, по словам Горбачева, аэропорты и их арендодатели работают по принципу концессии — сами авиаузлы получают процент от прибыли магазинов и кафе. В России такой системы нет, а законодательные инициативы профильных организаций, вроде той, что возглавляет собеседник Medialeaks, в Минтрансе встречают прохладно. «Мы подготовили закон об аэропортах, вот уже 15 лет его лоббируем, но никак»,  —  говорит глава ассоциации аэропортов.

А пока никому нет дела до бесчинства коммерсантов, пассажирам остается с происходящим смириться и не делать покупки там, где все неадекватно дорого.

«Зашли вы в один магазин — там колбаса 100 рублей, зашли в другой — а там 1000. Ну что сделать? Не нравится здесь — иди в другой», — советует Горбачев.

 

Сюжеты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика

Сообщить об опечатке

Отправь текст нашим редакторам, и мы поправим в ближайшее время!