«Мир идет дальше, а мы все палками машем»

Ольга Хохрякова Ольга Хохрякова

Российский цирк по-прежнему эксплуатирует животных, хотя остальной мир уже отказывается от укротителей. Руководитель шоу-группы «Корсар» Алексан Аракелян рассказал Medialeaks о закулисье российского цирка и об отношениях дрессировщиков, животных и зрителей.

Как и когда началась Ваша карьера?

Мне недавно исполнилось 25 лет. Я с детства занимаюсь спортивной гимнастикой, благодаря этому в 15 лет меня позвали в Московский Цирк Никулина. Попал в номер «воздушный полет», работал воздушным гимнастом, ездил на гастроли, лет 6-7 назад я ушел из цирка. На гастролях я познакомился со своей женой, она была танцовщица, чемпионка мира по бальным танцам. И у нас совпали мнения по поводу создания шоу, в котором будут и цирковые жанры, и театральные. И так создался театр-цирк «Корсар».

Без животных? Почему?

Да. Уже после года работы в цирке я начал замечать, что другая сторона цирка не такая уж и добрая, как это воспринимают зрители. Имеется в виду отношение к животным…  Когда я приглашал людей в цирк, устраивал некую экскурсию по закулисью, иногда даже было стыдно. В таком все было состоянии, что лучше бы они этого не видели.

В каких условиях сейчас содержатся животные?

В некоторых цирках России они в очень грязных помещениях. Когда я работал в Европе, то видел: приезжает дрессировщик тигров или львов, он приезжает с вольером, который занимает столько же места, сколько и цирк. И приезжает наш какой-то дрессировщик, у которого те же 12-13 тигров, но это такая колоссальная разница. Разница во всем: размер клеток, отношение, чистота, стерильность помещения, уход другой.

В Европе не то что у каждого цирка есть ветеринар, даже у каждого дрессировщика почти. У нас на огромный цирк есть один ветеринар, и то какой-нибудь внештатный. Сейчас все более-менее. Вот когда я только пришел в цирк в 2003-2004 году, и вот до 2010 творился ужас. Сейчас, знаю, очень многое изменилось в российском цирке.

Много и хорошего. Я знаю историю про своего знакомого дрессировщика. Вот он один раз был на гастролях в Хабаровском крае и подобрал медвежонка, у которого охотники убили семью. Он его взял, и этот медведь даже без клетки теперь живет. И с людьми он ладит, и выступать ему нравится.

ПОДХОД К ТИГРУ ЧЕРЕЗ ЖЕСТКОСТЬ

В чем еще разница в отношении к животным в цирках в Европе и в России?

В Европе за жестокое обращение с животными карают сильно. Если кто-то это увидел или, не дай Бог, снял на камеру, дрессировщик будет лишен пожизненно или на ближайшие лет 10 возможности работать в цирке. Поэтому, когда в Европе такие случаи происходят, это либо юг Италии, либо Греция — там, где контроль не так осуществляется.

А в России тем более никто не будет следить за этим. Росгосцирку принадлежат около 40 стационарных цирков — где в Европе есть такое?! Навести порядок во всех этих цирках, вот и все решение проблемы.

В Европе условия другие. Там за неделю до приезда шапито какого-нибудь на новое место, комиссия все проверяет, утверждает планы, как будет выглядеть цирк на этом месте. И каждый день комиссия может приезжать и смотреть, как ты работаешь.

А в России?

У нас так не делается. У нас ты приезжаешь в какой-нибудь город, договорился с администрацией, заплатил кому-нибудь, чтобы тебя не трогали, и все. Если ты по технике безопасности проходишь и более-менее никому не мешаешь, то тебя не трогают. И как ты там относишься к животным, абсолютно без разницы.

Но везде есть в цирке плохое отношение к животным. И так будет всегда, пока существует дрессура.

Но ведь существуют дрессировщики, которые не избивают животных?

Конечно, их куча! Это их профессия, их дело. Они живут вокруг животных и не позволяют с этими животными плохо обращаться. И таких намного больше, потому что сейчас цирки переходят на современный лад, и они не хотят иметь дело с дрессировщиком с дурной славой. В последние несколько лет, как я говорил, жесткие меры вводят в цирках, и я слышал, что пару дрессировщиков уволили.

Но есть другой тип дрессуры. Плохое отношение вы увидите к крупным животным, хищным и интеллектуальным. То есть с теми, кто противится дрессуре. Но человек может найти общий язык и с тигром, и с медведем. Просто к этому нужно по-другому подходить.

Но как искать подход к тому же тигру?

Жесткостью! Вот стоят две тумбы, и нужно заставить тигра перепрыгнуть с одной на другую. Что делает дрессировщик? Он заставляет забраться на тумбу тигра, кладет кусок мяса на другую и просто палкой, не бьет, а тыкает, чтобы он перепрыгнул. Тигр понимает, что там мясо, и перепрыгивает. Нужно это любить и нужно каждый день объяснять животному, чтобы животное выучило движение. Вот человек, когда хочет что-то выучить, он приходит на занятие, записывается на секцию и что-то учит. То же самое и с животным. А у дрессировщика зачастую не хватает терпения, и он начинает бить животное, чтобы оно перепрыгнуло.

Я работал в «воздушном полете», для меня сетки и металл – это рабочий материал, я никак не отношусь к нему. Сломается – ну, плохо, что сломается, заменим. А некоторые дрессировщики так же относятся к животным – как к предмету, с помощью которого они зарабатывают деньги. Я помню ситуацию, на гастролях умер медведь от болезни. Дрессировщица плакала, мы ее пытались успокоить… И она кинула фразу, случайно, конечно, может быть, но она сказала: «Как же мы теперь будем работать!» Умерло животное, с которым она сколько-то лет прожила, а главная проблема — с кем завтра выходить на представление.

Цирк без животных, на Ваш взгляд, это возможно?

Я считаю, что это единственный цирк, который должен быть, – без животных. Даже если смотреть со стороны зрителя. Вот сколько уже может зритель приходить и смотреть, как тигр перепрыгивает с одной тумбы на другую? Это уже надоело. Раньше это было новшеством. Сейчас это настолько обычно – дрессированных животных видел каждый и везде. Я считаю, что в цирки нужно вводить новые технологии, сценные, световые, что-нибудь, что могло бы приукрасить. Мир идет дальше, а мы все палками машем, чтобы тигр прыгнул.

Цирк с животными еще будет жить, но недолго. А дрессировщики начнут сталкиваться с проблемой, что их работа перестанет быть актуальной.

А крупные, хищные и более-менее интеллектуальные животные должны быть под запретом для дрессуры.

Долго животные в цирке живут?

Живут как обычно, у них жизнь не такая суровая, как в диких условиях. Например, есть ведь вариант, что тигр будет застрелен на второй день или ранен. А что с ним может случиться в цирке?

Их же избивают во время дрессуры.

Забить животное до смерти дрессировщик может, ну, в таких крайних случаях! Болевой порог того же тигра понижен, во-первых, да и палкой не забьешь его, как и другое крупное животное.

НЕДОБРЫЕ ЛЮДИ

В интернете есть видео, где показывают ослабленных от побоев животных, например, медведей, которых по позвоночнику бьют.

Я лично не видел, чтобы били по позвоночнику. Обычно животное бьют в те места, где, наоборот, невозможно повредить здоровью. Потому что как бы он ни любил или ненавидел свое животное, для него это все-таки рабочий материал, и он будет относиться к нему бережно. Дело даже не в гуманности. Животное стоит дорого, если оно куплено за счет цирка, он понимает, что не имеет права это делать, а если это его личное животное, то зачем ему это делать, если он тогда не сможет на нем зарабатывать?

Есть еще большая разница между дрессировщиком и ассистентом. Зачастую все проблемы из-за неквалифицированных ассистентов. Когда все ушло в частные руки, начали набирать дешевых рабочих. И вот поставили такого ассистента ухаживать за каким-нибудь тигром. Ассистент его боится до смерти и бьет, чтобы тот на него не напал.

Вам приходилось общаться с дрессировщиками, которые негуманно относятся к своим животным?

Приходилось видеться, но не общался. Но я хочу сказать, что все дрессировщики поголовно имеют психические проблемы. Я еще не встречал ни одного дрессировщика нормального, с которым можно сесть вот так и поговорить.

Интересно, в чем эти проблемы проявляются?

Человек просто ни с кем не может найти общий язык, вокруг него одна негативная энергия. Представьте себе, вы выходите на манеж и вокруг вас 13 хищников. Если у них что-то перещелкнет в голове, вас  в мгновенье не станет.

И они сталкиваются с этим каждый день, а иногда по три раза в день. Это ужасный удар по психике. И если это делать из года в год, представьте, что с этими людьми происходит. У кого-то руки трясутся постоянно, а он даже не замечает этого. Кто-то ночью спать не может, кто-то без алкоголя или наркотиков не может. Ну вот, может, только одного я знаю, Корнилова, который со слонами работает, мы с ним дружим, и он единственный, с кем реально можно просто поговорить, даже не о цирке. Все остальные либо какие-то дерганые, либо на взводе, недобрые люди.

Другое дело те, кто работают с собаками, лошадьми, то есть с животными, которые близки человеку. И вот с такой дрессурой цирк может существовать.

Почему мы театр-цирк начали делать. Для меня шоу — это когда человек приходит и получает позитивную энергию. А если в этом всем изначально сущестует жестокость, не может зритель получать позитивную энергию. Я не раз замечал, когда звал людей посмотреть представление в цирке, что они выходят и мне же в лицо говорят: «Знаешь, цирк уже не тот».

Я от многих разговоров со зрителями понял, что люди не хотят видеть дрессуру в цирке, что они готовы к тому, чтобы цирк поменялся. Почему Cirque du Soleil имеет такой успех? С животными в цирке очень ограничено творческое действие, а если убрать животных и начать добавлять современную технологию, то это уже другой масштаб шоу. И это не будет иметь ничего общего с жестокостью – и только так люди могут прийти и полноценно расслабиться на спектакле.

ЖИВОТНЫЕ НЕ В МОДЕ

Почему «Корсар» называется театр-цирк?

Мы— артисты, мы не разделяем себя на актеров театральных или цирковых, мы все артисты. Мы выходим на сцену, и не важно, на какую — круглую, квадратную или в воздухе. В цирке любая должность начинается со слова «артист», у меня было написано артист-гимнаст. Поэтому первое слово театр.

Почему цирк? Я отношусь к цирку по-другому. Цирк это понятие, это там, где люди могут увидеть «вау!», и неважно, что это. Раньше люди в цирк ходили, чтобы увидеть чудо.

Вы обращали внимание, сколько человек приходит смотреть на выступления с животными, а сколько без?

Это колоссальная разница. В России на цирк без животных пойдут только в крупных городах: в Москве, Питере. Пока в периферии у нас развита тема, что цирк должен быть с животными, клоунами. А вот в Омске, Екатеринбурге, Казани,  Ижевсе, поскольку это крупные города, начинают переходить на более театральные постановки, добавлять элементы шоу. Но пока что разница между миром и Россией колоссальная.

В США цирк с животным считается чем-то непонятным. Там казино, мюзиклы, варьете, Cirque du Soleil. В Европе такого нет, потому что там много фамильных цирков, это как у нас династий. А что такое фамильные цирки? Дрессировщики, которые собрали несколько артистов, и ездят со своим шапито. Единственный крупный цирк, который я сравнил бы даже с Cirque du Soleil, это немецкий «Флик Фляк», мне посчастливилось там поработать. Это цирк без животных. Он собирает даже по 8000 человек.

То есть можно говорить о мировой тенденции в цирках – отказе от животных?

Смело можно говорить. На фестивали все меньше и меньше дрессировщиков приезжает, в мире люди переходят на более гуманные спектакли – это точно.

В то же время получается, что этот процесс вызван не требованиями гуманно обращаться с животными, а просто падением интереса к таким выступлениям?

Да. И только из-за этого. Массе, как я убедился, наплевать на животных, которые живут в цирке. И эти изменения происходит не потому, что люди требуют гуманности, а потому что люди требуют чего-то нового.

С точки зрения экономики цирк с животными обходится дороже, чем без?

Смотря какой реквизит. Конечно, когда аттракцион из 20 хищных кошек, расход нереальный. Но шоу без животных – это не дешевле, это легче. Потому что ты имеешь дело с неодушевленными предметами. Ты можешь их сложить, и никакой головной боли с ними не будет. Понятно, как их перевозить, ничего не случится, не нужно самолет из-за этого заказывать. Расходы уменьшаются, но это смотря о каком шоу еще говорить.

Животные не в моде, и слава Богу. Пусть их никто не трогает, пусть будут в заповедниках или тех же зоопарках. Но не в цирке, не в постоянных переездах, не в клетках.