Откуда «Звезда» взяла утку про Яценюка и Тимошенко

Фейковая новость о сексуальных домогательствах бывшего премьера к нынешнему проделала долгий путь, прежде чем попала на экраны одного из государственных российских телеканалов.

В четверг 22 октября с подачи телеканала «Звезда» по сети широко разошлось сообщение о том, что премьер-министр Украины Арсений Яценюк якобы обвинил в сексуальных домогательствах лидера партия «Батькивщина» и бывшего премьера Юлию Тимошенко. Якобы глава украинского правительства признался в этом в интервью корреспонденту радиостанции Radio France Internationale (RFI) Елене Серветтаз.

«Начиная с февраля 2014 года Юлия Владимировна неоднократно предлагала мне вступить в интимную связь, однако я женатый человек и не могу себе этого позволить ни в коем случае. В последнее время я всячески стараюсь избегать прямых контактов с Тимошенко, так как каждая наша встреча заканчивается непристойными сексуальными предложениями с ее стороны несмотря на то, что я неоднократно в жесткой форме просил ее прекратить подобные действия. С остальными лидерами фракций у нас сложились нормальные рабочие отношения», — цитировал госканал, курируемый министерством обороны РФ слова Яценюка.

Позднее «Звезда» изменила текст на сайте, добавив в конце опровержение, которое последовало от RFI. Как заявила радиостанция, ничего подобного в ее эфире не было.

«Русская редакция RFI предупреждает всех, кто мог случайно прочитать «новость» от телеканала «Звезда», что оба представленных в ней «факта» являются плодами вымысла. Журналистка RFI Елена Серветтаз не брала интервью у Арсения Яценюка, и хотя бы поэтому не могла задать ему вопроса «об отношениях премьера с лидерами фракций в Раде». Более того, подобных вопросов никогда не задавал ни Яценюку ни один сотрудник ни одной из 12 языковых редакций RFI», — сказано в сообщении  на сайте RFI.

Фейковая новость на «Звезде» снабжена ссылкой на портал «Живая Кубань». Действительно, на этом сайте такой же текст с той же «цитатой» из Яценюка и указанием RFI в качестве первоисточника появился чуть раньше, чем на сайте «Звезды». Здесь была даже якобы авторская ремарка от самой Серветтаз:

«Вот такие любовные драмы происходят в высших эшелонах власти современной Украины. Женщины просят, мужчины не дают».

Однако «Живая Кубань» была не первым сайтом, где появился текст о Яценюке и Тимошенко. Уже 21-го и 20-го октября новость о «домогательствах» распространялась в социальных сетях — в основном в «ВКонтакте» и на «Одноклассниках», в группах, ориентированных на поддержку самопровозглашенных республик ДНР и ЛНР на востоке Украины.

Вот, например, текст в группе «Харьков / Антимайдан» от 20 октября. Он полностью повторяет то, что было опубликовано два дня спустя на сайте «Живая Кубань».

fake 05

Самым ранним вариантом публикации в сетях можно считать пост в группе «Стекловата» на сайте «Одноклассники» 3 октября, если, конечно, time stamp не подделан.

fake 02

Первым медиа, опубликовавшим новость про «домогательства» был сайт «Оптимистъ» (oppps.ru), блог-платформа, публикующая новости. Здесь этот текст появился вечером 20 октября. Дальше следы фейка теряются.

О сайте Oppps.ru известно немного, точнее, почти ничего. Его неоднократно ловили на краже текстов и публикации фейковых новостей. Сайт Communist.ru обращал внимание на Oppps.ru в ряду других «фейкометов», которые просто производят новости из воздуха (таких, например, как X-true.info). Домен Oppps.ru, по данным регистратора, был впервые использован в июне 2012 года и обслуживается хостингом Fozzy.

fake 03

В качестве администратора паблика Oppps.ru «ВКонтакте» указан фейковый аккаунт «Фёдор Васечкин». В интересах у «Фёдора» указан хостинг Fozzy. Комментариев он не дает. В друзьях у него значатся трое людей, с одним из которых, «Ингой Ершовой», у которой есть собственный блог на Oppps.ru, у корреспондента Medialeaks состоялся такой диалог:

fake 01

Подобные сайты стали появляться в 2012 году после массовых уличных протестов 2011-2012 года, одновременно с ростом числа активных «проправительственных» ботов и поддельных аккаунтов в социальных сетях и в комментариях на новостных сайтов. В 2012-2013 году итогом большой работы, которую проделали связанные с администрацией президента НКО, стало появление знаменитой «фабрики троллей» в Ольгино под Петербургом.

Сюжеты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика

Сообщить об опечатке

Отправь текст нашим редакторам, и мы поправим в ближайшее время!