Учёные выяснили, почему события в возрасте от 15 до 25 кажутся нам самыми яркими

Учёные из трёх крупных университетов Великобритании и Франции выяснили, почему большинство людей считают самыми яркими события, произошедшие с ними в возрасте от 15 до 25 лет. Оказалось, в психологии давно существует такой феномен: у большинства людей самые запоминающиеся моменты жизни произошли именно в этот период. Исследования показали, что это связано с определённым циклом, по которому формируется наша личность.

Если попросить любого человека рассказать о каком-нибудь важном событии в его жизни, он, скорее всего, опишет что-то из своей юности, говорит The Conversation. Неважно, были ли это новости, события, шокирующие результаты премии «Оскар», музыкальные хиты или личные воспоминания. Учёные из университетов Святого Эндрю, Оскфорд Брукс и Гренобля назвали этот феномен «шишка воспоминаний» (так как если нарисовать кривую воспоминаний в период жизни, на ней образовалась бы «шишка»).

 

Этот феномен давно известен в когнитивной психологии, но его причины были до сих пор не изучены. Изначально существовало несколько версий, почему именно в этот период воспоминания «записываются» в мозге особенно ярко. Нейробиологи предполагали, что это связано с процессом «созревания» мозга, из-за которого та информация, с которой мы сталкиваемся в этот период, остаётся в голове надолго.

Другие учёные выдвинули гипотезу, что человек вообще хорошо запоминает свой первый опыт: первый поцелуй, первый урок вождения и так далее. И так как большинство проходит через подобное в возрасте от 15 до 25, создаётся впечатление, что самые яркие события жизни случаются именно в этом промежутке.

По третьей версии этот феномен — продукт культуры. На Западе принято считать период от 15 до 25 особенно важным: в это время многие психологически нестабильны и сталкиваются с переходным периодом в жизни. Такие проблемы принятно обсуждать, и поэтому они надолго остаются в памяти.

Однако самые последние исследования учёных Ратбон, О’Коннор и Мулен показали, что дело совсем в другом. Оказывается, что в возрасте от 15 до 25 мы формируем те воспоминания и «сохраняем» ту информацию в мозге, которая определяет нас на всю оставшуюся жизнь. Исследователи назвали это «кристаллизацией личности в памяти». Помимо формулировки теории, они решили убедиться в своей правоте и провели несколько тестов.

В рамках исследования они решили использовать способ «распознавания». Исследователи попросили участников выбрать из списка фильм, получивший «Оскар», или самый продаваемый музыкальный сингл с 1950 по 2005 год. Потом они проанализировали ответы и обнаружили, что большинство участников выбрали песни и фильмы, вышедшие тогда, когда им было от 15 до 25 лет.

Исследовател и также попросили участников выбрать пять любимых фильмов и синглов из списка — таким образом учёные хотели увидеть в сравнении, насколько этот период важен в жизни каждого из них. По результатам этого теста их теория подтвердилась.

Учёные пришли к выводу, что феномен «шишки воспоминаний» действительно объясняется тем, что в период 15—25 наша личность формируется особенно активно. Когда мы сталкиваемся с информацией или опытом, который никак не влияет на наше «я», наш мозг просто избавляется от неё.

Ратбон, О’Коннор и Мулен уточняют, что то, что их теория подтвердилась, не значит, что феномен полностью изучен. До сих пор не понятно, почему именно некоторые вещи имеют для нас особое значение, и для изучения этого аспекта, вполне возможно, придётся применить теории о культуре и памяти.

Ранее журналистка Vice обратилась к психологу, чтобы исследовать желание убивать персонажей в популярной в 2000-х игре The Sims. Оказалось, что те, кто каждый раз придумывал всё новые и новые способы убить своих «симов», вовсе не маньяки.

А профессоры Оксфордского университета опубликовали вопросы, которые задают абитуриентам при поступлении, и сами на них ответили. В подборку вошли вопросы по иностранным языкам, математике, психологии, философии, политике, экономике и медицине.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика

Сообщить об опечатке

Отправь текст нашим редакторам, и мы поправим в ближайшее время!