«Никогда такого не было, и вот опять». Pikabu и Life расследуют накрутки на «Кинопоиске»

Даниил Александров Даниил Александров

Пользователи Pikabu вскрыли механизм накрутки рейтинга фильмам на сайте «Кинопоиск», а журналисты Life узнали у продюсеров, как эти механизмы работают и кто ими пользуется. Выводы можно сделать самые печальные.

kinopoisk-01

К не вполне желаемому результату привела попытка режиссёра и продюсера фильма «Землетрясение» бороться с массовым набегом пользователей Pikabu на сайт «Кинопоиск» с целью понизить картине оценку.

Заметив, что люди массово ставят фильму «единицы», понизив рейтинг с 7,5 до 6 за несколько часов, режиссёр Сарик Андреасян и продюсер Рубен Дишдишян обратились к общественности и к сайту.

Дишдишян обратился к руководству сайта с просьбой «разобраться», а своих подписчиков призвал голосовать за фильм, чтобы вернуть высокий рейтинг. С таким же воззванием выступил и Андреасян.

В результате через некоторое время процент «десяток» в статистике голосования сильно вырос. Было вот так:

kinopoisk-03

А стало вот так:

kinopoisk-04

Помогли ли в данном случае друзья съёмочной группы или «Кинопоиск» удалил часть оценок «единица», неизвестно (ни «Кинопоиск», ни продюсеры не стали давать комментарии прессе). Однако нетрудно было выяснить, откуда взялось так много желающих снизить рейтинг «Землетрясения». На это указывал скриншот в посте Андреасяна, сделанный на сайте Pikabu.

Пользователи Pikabu пошли «мочить» фильм не просто так. Один из них нашёл в интернете объявление, в котором анонимный заказчик предлагал пользователям деньги за положительные оценки фильму.

kinopoisk-05

В треде последовал призыв ответить массовыми «единицами», чтобы восстановить справедливость.

kinopoisk-06

В результате рейтинг удалось обвалить. Правда, ненадолго. После постов Дишдишяна и Андреасяна рейтинг вернулся на прежний уровень. 14 декабря он был вот такой:

kinopoisk-07

Это не первый случай, когда на Pikabu обнаруживают манипуляции с рейтингом. Довольно подробно вопрос был изучен на примере фильма «28 панфиловцев», которому рейтинг, наоборот, искусственно занижали. Пользователи выяснили, что картине массово ставили «единицы» с аккаунтов, на которых в этот момент не была зарегистрирована активность, если судить по открытым логам.

Такое бывало и раньше. В мае этого года некоторые зарегистрированные пользователи «Кинопоиска» обнаружили, что якобы ставили оценки некоторым фильмам, хотя в этот момент даже не заходили на сайт. Тогда руководство сайта обещало провести расследование, однако о результатах не доложило.

Life обнаружил, что массовая скупка оценок — рутинная практика на бирже контента Advego. Например, тот же анонимный заказчик, что поднимал рейтинг «Землетрясению», делал это и с другими фильмами, например:

«Голоса большой страны»,
«Мафия. Игра на выживание»,
«Воин»,
«Смайлик»,
«Выживший»,
«Дом странных детей мисс Перегрин»,
«Девушка в поезде».

Среди российских фильмов чаще других накручивают рейтинг картинам производства кинокомпании Enjoy Movies. Именно она сняла «Землетрясение», с которого начался нынешний скандал.

Life поговорил с кинопродюсерами и выяснил, что заказать накрутку рейтинга своего фильма или, наоборот, «скрутку» фильма, который снял конкурент, — это обычная практика. Для этого нанимают промоагентство, и стоит это довольно дорого.

Я сам этим занимался когда-то. Такая опция есть у любого агентства. Стоит по-разному, от масштаба и бюджета зависит, но дороже в 3–4 раза, чем, например, один клик на ролик, — рассказал анонимный источник издания.

Насколько рейтинги на «Кинопоиске» при этом влияют на сборы от проката, сказать сложно, но эксперты сходятся в том, что не очень существенно. Гораздо важнее количество показов рекламы и количество кинотеатров, в которых одновременно стартует прокат.

Проблемы «Кинопоиска» с пользователями социальных сетей начались сразу после перезапуска портала в октябре 2015 года. Тогда сайт, ранее выкупленный «Яндексом», вызвал шквал критики, после того как полностью сменил дизайн и функционал. Основатель портала Виталий Таций назвал перезапуск провалом и предрёк неизбежную кончину ресурса. Вскоре негативные отзывы заполонили соцсети. По данным портала newkinopoisk.ru, где собраны все мнения о новом дизайне «Кинопоиска», негативных из них — 96 %. Стали набирать популярность хештеги #Кинопоиск и #ВернитеКинопоиск, а также начался сбор подписей под петицией с требованием вернуть старую версию сайта.

В качестве акции протеста пользователи даже искусственно разогнали рейтинг трэш-фильма «Зелёный слоник» до 8,2 балла, так что он сравнялся с такими картинами как «Однажды в Америке», «Безумный Макс: дорога ярости», «Город грехов». В итоге «Яндекс» отказался от нового дизайна, полностью откатил все изменения и в дальнейшем занялся поэтапным развитием сайта.