Ничего личного, просто эволюция. Вирусы считают женщин более ценными, чем мужчин

Даниил Александров Даниил Александров

Женщины — более выгодный носитель для вируса, чем мужчина, поэтому многие инфекционные заболевания протекают тяжелее у мужчин, чем у женщин, а смертность среди мужчин — выше. Биохимический механизм, который обеспечивал такую разницу, пока не вполне понятен.

virus-2

Тяжесть инфекционных заболеваний зависит от многих факторов, но в том числе и от пола. Различные показания смертности у мужчин и женщин для ряда заболеваний, например, туберкулёза или папиломавируса, были открыты уже давно. 13 декабря в журнале Nature Communications вышла статья, которая даёт этому разумное обоснование. Для вирусов и других болезнетворных микроорганизмов женщина — более эволюционно выгодный носитель: она рожает детей и кормит их грудью, а значит, с большей вероятностью передаёт паразита новому хозяину.

Например, исследователи проанализировали данные о течении болезни у поражённых Т-лимфотропным вирусом человека HTLV-1 в Японии. Он гораздо агрессивнее развивается в организмах мужчин, чем женщин. Однако такое же исследование, проведённое на Карибских островах, не выявило существенных различий по полу. Авторы статьи объясняют это тем, что японские женщины намного чаще и дольше кормят детей собственным грудным молоком, чем женщины карибского региона.

Кроме людей в обзоре упомянуты и другие виды. В частности, у куриц наблюдается схожий эффект в случае с вирусом HTLV-1: самки переносят его легче, среди них больше процент выживших.

Статья, пересказанная в популярной форме на сайте New Scientist, вызвала нешуточную дискуссию на Reddit (больше 1200 комментариев и больше 26 тысяч лайков). Люди, привыкшие обсуждать мемы и смешные фотографии, неожиданно углубились в дискуссии об эволюционных аспектах такого явления как паразитизм в целом и о функции пола в эволюции.

В частности, один из пользователей приводит интересный факт, не упомянутый в статье: женщины чаще страдают от аутоиммунных заболеваний. Ему отвечают:

Разница объясняется действием эстрогена на иммунные клетки, которые обладают рецепторами половых гормонов. Например, на крысах показано, что при волчанке самцы болеют тяжелее и умирают раньше, чем самки, но если у самок удалить яичники, то наоборот — самцы живут дольше.

Другой пользователь, вирусолог по профессии, соглашается:

Действительно, эффект можно объяснить различиями между иммунными системами мужчин и женщин, а не свойствами самих вирусов. Вирусы используют механизмы воспроизводства внутри организма своего хозяина, поэтому дело не в том, что вирусы выбирают, как себя вести, а в том, какие возможности даёт ему хозяин.

В начале декабря были опубликованы результаты исследования, проведённого в Массачусетском технологическом институте, согласно которому страдающим от болезни Альцгеймера становится значительно лучше, если в течение одного часа в день показывать им мерцающий свет определённой частоты.

В марте 2016 года учёные заявили об открытии революционного способа борьбы с раком. Уникальная химическая метка, свойственная клеткам любых злокачественных опухолей, позволит «научить» собственные иммунные клетки пациента эффективно атаковать рак и излечивать организм без применения облучения или химиотерапии, считают исследователи.