Этот британский стартап создаёт виртуальные симуляции для правительств и готов построить Матрицу

Мария Столярова Мария Столярова

В британском стартапе Improbable, специализирующемся на проектировании виртуальной реальности и компьютерной симуляции, уверены, что очень скоро они смогут построить Матрицу.

В британской компании Improbable (англ. «немыслимый») считают, что в ближайшем будущем появятся компьютерные симуляции такого масштаба, что можно будет говорить о Матрице, ставшей реальностью. А то, что их стартап уже собрал более полумиллиарда долларов с помощью краудфандинга и участия крупных инвесторов, доказывает, что такие планы вполне реальны.

Герман Нарула, глава и один из основателей Improbable, уверен, что мы живём в такое время, когда возможность создавать искусственные реальности уже есть, но о них просто мало говорят.

Искусственный интеллект занял всё внимание прессы, но мысль создания новой реальности скоро будет в общественном сознании такой же важной и значимой, как и искусственный интеллект, — цитирует WIRED Нарулу.

В Improbable уже вложились такие крупные организации, как SoftBank, Horizons Ventures и Andreessen Horowitz, а их услугами пользовались Google, министерства обороны Великобритании и США. Стоимость Improbable перевалила за миллиард долларов.

Improbable занимается разработками на платформе SpatialOS, которая позволяет создавать симуляции в облаке с участием посреднических деятелей. Например, в компьютерной игре на такой платформе тысячи игроков могут находиться в одном месте в одно время, менять мир вокруг себя и все будут видеть эти изменения. На такой платформе учёные могли бы создавать симуляции целых городов, чтобы смоделировать поведение миллионов людей. Это и является одной из целей компании: проектировать многоплановые, стабильные виртуальные миры и использовать эти данные, чтобы влиять на то, как люди принимают решения.

В общем, мы хотим построить Матрицу, — полушутя говорит Нарула (в редакции Medialeaks считают, что сравнение с такими фильмами как «Тринадцатый этаж» и «Экзистенция» было бы более точным).

В компании уверены, что «следующим шагом для программирования будет появление крупномасштабных виртуальных миров, которые обогатят человеческий опыт и изменят наше представление о реальном мире» (Medialeaks уже рассказывал, что происходит, когда виртуальный мир вытесняет реальный).

Improbable планирует разработать платформу для любого разработчика, который сможет создать нужные ему симуляции. В прошлом году по заказу неназванного департамента британского правительства компания создала симуляцию всей инфраструктуры интернета. Целью симуляции было узнать, как будут развиваться события, если инфраструктура будет атакована. Британское правительство также заказывало симуляцию, которая сможет рассчитать движение самоуправляемых автомобилей в городе.

Весной этого года Нарула представил другой глобальный проект: работающую симуляцию города Кембриджа со 130 тысячами виртуальных жителей. Проект включал в себя симуляции сети общественного транспорта, электросетей, коммунальных сооружений, мобильной связи и интернета. Нарула утверждает, что это «крупнейшая симуляция в истории».

Improbable рассчитывает создать такую платформу, куда другие разработчики смогут загружать свои модели. Например, если кто-то хочет сделать симуляцию по распространению Эболы в городе, то исходные данные можно совместить с другими симуляциями, например, транспортными маршрутами в городе и движением пассажиров. (Похожий эксперимент уже проводили в Чикаго, когда пытались выяснить, сколько продлится зомби-апокалипсис).

Таким образом получатся симуляции на симуляциях, слой за слоем. Конечной целью является создание полноценной виртуальной реплики реального мира, в которой исследователи могут проводить любые эксперименты. Нарула называет это «а что если»-машиной.

Сейчас большая часть проектов компании связана с разработкой игр. Одна из них о пиратских кораблях и летающих островах  — Worlds Adrift — сейчас находится на стадии тестирования, в котором принимает участие порядка 600 игроков одновременно. Все они сосредоточены на территории площадью 1 тысяча квадратных километров. Виртуальный мир максимально приближён к реальному: если один игрок срубит дерево, то второй игрок найдёт его срубленным, а само дерево начнёт медленно расти. Или если игрок бросит топор, то даже год спустя найдёт его на том же месте.

Нарула не отрицает, что, возможно, люди уже живут в симуляции. В любом случае он считает, что создать виртуальный мир вполне возможно.

Это представляется мне очень, очень сложной инженерной задачей, но в то же время не похоже, чтобы это было трудной научной проблемой, — говорит он.

Даже если мы живём в компьютерной симуляции, в этом нет ничего плохо, уверен Нарула.