СМИ сообщили о грядущей покупке Ротенбергом доли в «Аэрофлоте»

Даниил Александров Даниил Александров

Предприниматель Аркадий Ротенберг, спарринг-партнёр президента России Владимира Путина по дзюдо и участник рейтинга «Короли госзаказа» журнала Forbes, возможно, готовится приобрести половину государственного пакета акций транспортной компании «Аэрофлот».

О готовящейся приватизации части государственной доли в крупнейшей авиакомпании страны сообщила газета Financial Times со ссылкой на свои источники, знакомые с вопросом. Второй независимый источник в руководстве компании подтвердил интерес Аркадия Ротенберга к сделке. Речь идёт о приобретении 25% «Аэрофлота», стоимость которого на сегодня оценивается рынком в $970 миллионов.

FT обратилась за комментариями в саму компанию, к официальному представителю Аркадия Ротенберга и к пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову. Песков и «Аэрофлот» никак не комментируют возможную продажу госпакета, а представитель Ротенберга отрицает любые планы покупки доли в компании.

rotenberg

Аркадий Ротенберг

Аркадий Ротенберг передал в 2014 году часть своих активов сыну, Игорю, чтобы избежать потерь в бизнесе, поскольку сам попал в санкционный список Минфина США. При этом аффилированная с Аркадием компания «ТПС Авиа» приобрела 68% аэропорта «Шереметьево», одного из крупнейших в России. Доля досталась Ротенбергу бесплатно в обмен на обещание инвестировать $840 миллионов в развитие аэропорта, который по пассажиропотоку в 2015 году впервые уступил первенство полностью частному «Домодедово». Против руководства «Домодедово» в июне 2015 года было возбуждено уголовное дело о халатности по следам теракта в 2011 году. В феврале 2016 года основной владелец аэропорта Дмитрий Каменщик был задержан, но позднее отпущен под домашний арест.

Структуры Ротенберга-сына с 2016 года стали собирать так называемый «налог Ротенберга» — грузовой сбор за пробег крупнотоннажных автомобилей по дорогам федерального значения, что вызвало массовые протесты среди дальнобойщиков. Аркадий и Игорь Ротенберги вошли в число крупнейших подрядчиков государственных структур в России и попали в рейтинг «Короли госзаказа» журнала «Forbes». Старший Ротенберг в 2015 году получил подрядов на 555,5 миллиардов рублей, младший — на 112,1 миллиардов рублей.

По словам одного из источников, который рассказал о попытках Аркадия Ротенберга получить пакет «Аэрофлота», Владимир Путин одобряет попытку предпринимателя расширить влияние в сфере авиаперевозок:

«Это совершенно логично. Они владеют терминалом, владеют взлётно-посадочной полосой, почему бы им не владеть самолётами, которые там летают?»

Вторым приобретателем доли в «Аэрофлоте» может стать государственная корпорация «Ростех», которая уже владеет 2% компании. Однако генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев сопротивляется росту влияния «Ростеха» или приходу Ротенберга, пишет FT. Менеджмент авиакомпании не одобряет возможную приватизацию госпакета, сообщают источники издания:

«Авиакомпания играет сложную и важную роль в российской экономике. Размытие государственной доли может создать дополнительные риски в разгар экономического кризиса. Зачем это делать?»

Впрочем, даже после продажи 25% сильное влияние правительства на компанию сохранится: сейчас 51% акций находятся в госсобственности напрямую, а ещё 35% — через Национальный расчётный депозитарий. При этом, отмечает FT, продажа пакета очень помогла бы частично покрыть дефицит бюджета, который возник из-за падения ВВП России.

В конце 2015 года «Аэрофлот» получил в своё распоряжение активы авиакомпании «Трансаэро», проходящей через процедуру банкротства, за символическую плату в 1 рубль. Изначально терпящую бедствие вторую по величине компанию с госучастием «Аэрофлот» планировал купить, но сделка сорвалась, затем «Трансаэро» хотели приобрести владельцы S7, но сделка сорвалась по причине принудительной передачи рейсов «Трансаэро» «Аэрофлоту» правительством с 1 октября и аннулирования лицензии.