РБК: Как в России используют петиции для формирования общественного мнения

Medialeaks Medialeaks

Агентство РБК на примере петиции за выдачу оппозиционному политику Михаилу Касьянову американского гражданства на change.org рассказало, как устроена кампания по продвижению какой-либо петиции в блогах и СМИ. Формированием информационной волны и общественного мнения через петиции PR-компании занимаются уже год, сообщает агентство.

Целенаправленной раскруткой петиции ради формирования какого-либо мнения в обществе занимаются отдельные PR-агентства, пишет РБК. Механизм действий примерно такой:

1) Публикуется петиция.

2) Закупается трафик в соцсетях (например, MDK «ВКонтакте»).

«В случае, если петиция дошла до «правильных» людей, то на следующем этапе — голосовании — «накрутки» уже не требуются. По словам одного из собеседников РБК, в поддержку петиции голосуют реальные люди», — пишет издание.

При успехе петиции она выходит в топ на сайте, а потом и на странице в фейсбуке.

«Change.org, как и любая другая открытая интернет-платформа, используется «совершенно различными людьми, группами и организациями для решения волнующих их проблем и достижения своих целей», заявил РБК представитель площадки Дмитрий Савелов. Он отметил, что в Change.org заметили петицию об американском гражданстве Касьянова, потому что «система проверки подписей обнаружила в ней более 15 тыс. фальшивых подписей, которые были удалены сразу после проверки», — сообщает агентство.

3) После определенного числа подписчиков петицию распространяют в ЖЖ и также выводят в топ блогов через «лидеров мнений».

4) Далее переходят к распространению в СМИ, причем как бесплатному, так и платному. В итоге новости могут подхватить блогеры в твиттере и фейсбуке.

Сотрудник одного из PR-агентств сообщил РБК, что составление PR-плана кампании обойдется в 100 тысяч рублей, а вся раскрутка через петицию будет стоить от 250 тысяч до 1 млн рублей.

В недавней петиции автор просит президента США Барака Обаму дать Касьянову гражданство за вклад в развитие демократии. Как утверждает РБК, петиция была создана для того, чтобы далее через СМИ, блоги и топ «Яндекса» сформировать общественное мнение.

Портал «Лениздат» открыто признал, что ему предлагали деньги за публикацию новости строго с 8.00 до 8.45 утра 25 мая. Заметка, переписанная с «Ридуса» должна была содержать ключевые слова и фразы в тексте. Обратился к ним с таким предложением «фотограф из Москвы». Издание отказалось делать публикацию.

«Но на других сайтах, например, Lenta.ru, новость о том же самом вышла около назначенных 8.00, а ряд сайтов, например, «Аргументы и факты» «подхватили» историю позже. В «Яндекс.Новостях» (сервис агрегации новостей) сформировался сюжет «Петиция о выдаче Касьянову гражданства США собрала 12,5 тыс. подписей», включающий 287 новостей», — в итоге новость попала в топ «Яндекса».

Кто обращается в PR-агентства для продвижения петции и связаны ли эти люди с отдельными организациями или Кремлем, РБК не уточнил.