Дизайнер из Берлина превратила отпечатки люков на футболках в бизнес, и любой может это повторить

Даниил Александров Даниил Александров

Эмма Франц, создательница марки Raubdruckerin, придумала красить канализационные люки в разных городах чёрной краской и оставлять отпечатки на футболках. Начиналось всё как арт-проект, а превратилось в онлайн-магазин. Но никто не мешает любому человеку в любой стране начать делать так же.

Эмма Франц родилась на юге Франции в семье немецких художников, а стала дизайнером в Берлине. Несколько лет назад ей пришла в голову интересная идея для DIY-футболок с принтами. Берёшь обычную однотонную футболку, красишь канализационный люк с рисунком, узором или надписью и используешь его как матрицу для печати. Просто кладёшь футболку на люк, и краска отпечатывается.

Всё гениальное просто. Идея оказалась плодотворной: ведь люков на свете великое множество, в каждой стране, в каждом городе они свои, и некоторые — настоящие произведения искусства.

Рисунки, правда, получаются зеркальными, и буквы отпечатываются задом наперёд. Но разве это важно? Зато можно ставить отпечатки в разных городах Европы. Из этого получился целый арт-проект, объединяющий европейскую молодёжь, своего рода культурный обмен.

В Берлине в каждом районе есть свои люки. Самый красивый — в Митте. Анна Франц (слева) и её коллега Жоана Родригес держат футболку с его отпечатком. Характерный знак — телебашня.

Очень быстро идея превратилась в бизнес. Сейчас под маркой Raubdruckerin (переводится примерно как «создательница пиратских принтов») делают не только футболки, но ещё сумки и худи.

На них — отпечатки люков из Парижа, Брюсселя, Амстердама, Афин, Порту, Барселоны, Мадрида и, конечно, Берлина. Футболка стоит 39 евро, худи — 89 евро, а сумка — 15 евро.

Вообще справедливости ради надо сказать, что Эмма Франц была далеко не первой, кто даже в Берлине придумал использовать отпечатки люков, пишет немецкий сайт Urbanshit. А в целом использование урбанистических поверхностей как элементов дизайна и концептуального искусства уходит в 80-е.

Как бы то ни было, идея эта не запатентована, а значит никто не мешает любому купить немного подходящей краски, подмести тротуар и сделать такую же футболку, просто выйдя на улицу. А если вы живёте в интересном городе, то ещё и превратить производство таких футболок в бизнес. Есть такие стартапы, которые отлично работают, даже если их открывают десятки людей, и при этом запустить их не стоит ничего. Например, сдавать розы в аренду.