Можно ли зарабатывать на фейковых инстаграм-аккаунтах? Эксперимент западных журналистов показал, что да

Юля Трусова Юля Трусова

Журналисты издания Media Kix раскрутили два аккаунта в инстаграме при помощи ботов, потратив всего 300 доллларов (около 18 тысяч рублей), и доказали, что даже фейковые профили могут зарабатывать на рекламе. В одном случае аккаунт был полностью заполнен снимками из стоков, но даже это не помешало его создателями получать заказы от брендов.

Для эксперимента, описанного на сайте издания Media Kix, было создано два аккаунта в инстаграме. Первый профиль по легенде принадлежал девушке по имени Алекса Рэй из Санта-Моники, тематика блога — мода и лайфстайл. Чтобы наполнить его контентом, журналисты наняли настоящую модель, с которой в течение дня были сделаны все снимки, использованные потом в профиле.

Второй аккаунт, якобы принадлежащий трэвел-блогеру и фотографу, был полностью наполнен стоковыми фото. Чтобы сделать его хотя бы немного персонализированным, авторы эксперимента добавили несколько снимков блондинок, сделанных со спины.

За день в обоих аккаунтах набралось достаточно контента, и журналисты Media Kix приступили к закупке ботов. Они начали приобретать по 1 тысяче фолловеров в день, опасаясь бана от администрации сервиса, но вскоре поняли, что могут покупать по 15 тысяч подписчиков за раз.

Цена на них варьировалась от 3 до 8 долларов (180—480 рублей) за 1 тысячу. Не торопясь, они набрали 30 тысяч фолловеров для аккаунта трэвел-блогера и 50 тысяч для аккаунта модели за два месяца.

Набрав солидное число подписчиков, авторы эксперимента начали покупать лайки и комментарии. Они платили около 12 центов (7 рублей) за комментарий и от 4 до 9 долларов (240—540 рублей) за 1 тысячу лайков. От цены зависели некоторые параметры, в том числе время, которое проходило от покупки до появления лайков под записью. Для каждого снимка было закуплено от 500 до 2,5 тысяч лайков и от 10 до 50 комментариев.

Когда фолловеры и лайки были накручены, пришло время заняться монетизацией блогов. Существует множество специальных платформ, которые автоматизируют процесс взаимодействия между небольшими блогерами и брендами. Чтобы подключиться к некоторым из них, достаточно набрать 10 тысяч фолловеров.

Каждый день журналисты Media Kix отправляли заявки на сотрудничество. Иногда достаточно было нажать на кнопку, иногда приходилось написать короткое приветственное сообщение. В итоге им удалось получить четыре заказа на рекламу, по два на каждый аккаунт.

Модной девушке предложили прорекламировать производителя купальников и компанию, производящую еду и напитки. Трэвел-блогер получил заказы от алкогольного бренда и от того же производителя еды, что и первый аккаунт. Владельцам аккаунтов предложили деньги, бесплатную продукцию или всё сразу.

Издание приходит к выводу, что фейковые аккаунты стали настоящей проблемой для отрасли рекламных постов в инстаграме, объём которой был оценён в 1 миллиард долларов. Вместо того, чтобы развивать свои блоги и придумывать интересный контент, пользователи прибегают к услугам ботов, чтобы создать иллюзию популярности своего аккаунта, и без проблем получают заказы.

Истории о том, как кому-то удалось при минимальном вложении ресурсов раскрутить блог и начать продавать рекламу, периодически становятся темами для дискуссий. В октябре 2016 года московский пиарщик Роман Зарипов утверждал, что он и его друг Михаил превратили пенсионера из Химок в «инстаграм-миллионера». Тогда он же заявлял, что начинал сходить с ума, «офигевая от того, как легко можно обмануть людей и как те, кто должен тщательно проверять информацию, вообще этого не делают».

Но позже Зарипов, как выяснил Medialeaks, присвоил себе авторство идеи привозить девушкам в аренду букеты роз, с которыми те могли бы сфотографироваться для селфи «на зависть подругам» 8 Марта.