Тангейзер: странности дела «богохульной» оперы

Создателей оперы «Тангейзер» судят за оскорбление чувств верующих, хотя РПЦ и Минкульт выступили против судебного разбирательства. Общественность возмущена постановкой, хотя никто ее не смотрел. Medialeaks попытался разобраться в странностях дела «Тангейзера», ставшего причиной нового культурного конфликта церкви и искусства. 

Конфликт между консервативными верующими и прогрессивными художниками стал уже стандартным для России со времен Pussy Riot. Но на этот раз центром событий стала не столица, а в Новосибирск.

Премьера «Тангейзера» состоялась 20 декабря 2014 года, режиссером выступил Тимофей Кулябин. После своей премьеры опера получила высокие оценки критиков и самые лестные отзывы, в том числе и от официальной прессы. Постановка вошла в список самых значимых театральных премьер газеты «Коммерсант» и получила одобрительную оценку «Российской газеты». Премьеру оперы осветил Новосибирский филиал канала «России 24», в студии которого ведущий очень гостеприимно принимал директора Новосибирского театра оперы и балета, где и поставили «Тангейзера», Бориса Мездрича. Премьера «Тангейзера» стала событием не только для Новосибирска, но и для всей страны.

«Тангейзер» — изначально классическая опера Вагнера, немецкого композитора 19 века, Кулябин же переносит действие в реальное время. Тангейзер из рыцаря превращается в кинорежиссера Генриха Тангейзера, который снимает фильм о неизвестном периоде молодого Иисуса Христа, который попадает в грот языческой богини Венеры, где предается плотским утехам. На сцене появляется плакат — постер фильма, якобы снятого на сцене, —изображающий Иисуса между огромных женских ног. По сценарию, после выхода фильма на режиссера обрушивается негодующая общественность, которая отвергает его и предает изгнанию.

B_VHIaiUIAA96Be.jpg-large

Постановка шла в театре около двух месяцев, собирая лестные отзывы критиков. Опера пользовалась большой популярностью у зрителей, за два месяца спектакль посмотрело более 3,5 тысяч человек. Даже сейчас, на 14 марта, за неделю до показа постановки, билетов практически не осталось.

Странности дела

Процесс по делу «Тангейзера» начался с того, что глава Новосибирской митрополии Тихон обратился в новосибирскую прокуратуру с обвинением в адрес режиссера постановки и директора театра в «умышленном оскорблении чувств верующих». Митрополит Тихон утверждает, что оперу не видел, а написал заявление по просьбе зрителей, которых возмутил спектакль. Главным предметом возмущения стал образ Христа, использованный в постановке и на плакате — между ног Венеры.

«Я написал письма и губернатору, и в Законодательное собрание, и прокурору, но ответов не получил. Прошло уже около месяца. Я там говорил только о соблюдении законодательства. Мы не эксперты и не собираемся говорить, хорошо это или плохо, мы только говорим о соблюдении прав верующих. Есть права, и их надо соблюдать», — приводит слова Тихона «РИА Новости».

Прокуратура завела на режиссера постановки и директора театра административное дело, начались судебные разбирательства. Православные активисты, возмущенные оперой, организовали митинг 1 марта у здания театра, в котором идет «Тангейзер», требуя прекращения показов и отставки министра культуры Новосибирска. Акцию посетило около 800 человек, причем жалующиеся признаются, что постановку не смотрели.

В ответ на обвинения со стороны православного населения и прокуратуры пресс-служба театра заявила, что «театр намерен отстаивать свою профессиональную позицию и художественную политику «. Постановку не сняли и с репертуара театра: опера будет представлена зрителям в марте два раза.

В среду, 4 марта, суд начал рассматривать дело «Тангейзера». Директор театра Борис Мездрич ходатайствовал в суде о проведении религиоведческой и искусствоведческой экспертизы. Однако суд в экспертизе отказал, заявив, что представленных доказательств для вынесения решения будет достаточно.

Прокуратура, выступающая в этом деле обвиняющей стороной, заявила что не требуется никакого специального образования, чтобы оценивать «Тангейзер», потому что нарушение очевидно. Кроме того, прокуратура привлекла мнение эксперта, который подтвердил нарушения закона.

«Мы изучили видеозапись оперы, декорации, в том числе постер порнографического содержания. Также имеется заключение эксперта — доктора богословия, протоиерея Бориса Пивоварова, которое подтверждает нашу позицию. Мы считаем, что состав правонарушения имеется. Это (нарушение) очевидно. Для этого не требуется специального образования. Мы считаем, что полученных в ходе прокурорской проверки материалов достаточно», — заявил в ходе заседания суда прокурор.

История может показаться банальной, напоминающей процесс над Pussy Riot и сжигание книг Владимира Сорокина в 2002 активистами из «Идущих вместе», выступавшими против контракта между Сорокиным и Большим театром. История должна была развиваться по «Левиафану», если бы не обилие странностей, сопровождающих ход дела.

На директора театра, в котором поставили оперу, и режиссера «Тангейзера» завели административное дело по статье КоАП 5.26, которая предусматривает наказание в виде штрафа до 50 тысяч рублей. Однако на фоне подобных громких дел, в которых замешаны религиозные конфликты, наказание для «Тангейзера»выбрано мягкое. Существует другая статья уже Уголовного кодекса 148, которая предусматривает штраф до 300 тысяч или лишение свободы на срок до года. И хотя по делу «Тангейзера» СК уже начал проверку по уголовной статье, еще неизвестно, будет ли заведено реальное дело.

На удивление, общественность и власти культуры активно заступаются за «Тангейзер».

Обычно в таких громких делах по оскорблению религиозных чувств художники подвергаются массовым порицаниям, однако в этот раз на защиту «Тангейзера» пришли чиновники Минкульта и деятели культуры, лояльные к властям. Минкульт Новосибирска Василий Кузьмин не увидел в опере оскорбления чувств верующих, а также выразил свое беспокойство по поводу нарастания ненависти на религиозной почве среди населения.

«У меня не возникло впечатления, что в спектакле осквернены религиозные предметы и символы или оскорблены чувства верующих. Хотя вызывающие элементы в постановке Тимофея Кулябина встречаются, они вписаны в художественное целое спектакля», — рассказал он в интервью РБК.

В защиту оперы также высказался руководитель Театра Наций Евгений Миронов, известный своей поддержкой президента России Владимира Путина. Он написал открытое письмо в прокуратуру Новосибирска, где завил, что театр априори не может никого оскорблять.

«Театр – не храм, как сказал классик, а кафедра. Он по определению не может оскорбить никаких чувств, истинных или мнимых… И все споры о театральных спектаклях должны вестись исключительно в свободной атмосфере общественной дискуссии, а не в судах. Иначе будущее нашей культуры незавидно», — пишет Миронов.

Из этих заявлений можно сделать выводы, что создателей «Тангейзера» в стране врагами не считают, в отличие от тех же Pussy Riot и Сорокина.

В СМИ «Тангейзер» также не вызвал бурного порицания. Государственные издания освещают процесс над «Тангейзером» в отстраненно-информационном тоне, стараясь придерживаться баланса мнений. Когда, например, в прокат вышла картина «Левиафан», ее режиссера Андрея Звягинцева кремлевские блогеры и патриотические СМИ сразу же обвинили в создании «антироссийского фильма» и заказухе. Но история «Тангейзера», однозначно, медийная не вызвала активного порицания в социальных сетях. Известных блогеров, обсуждающих кощунство оперы и борющихся за наказание ее создателей, нет, зато есть защищающие ее художественную ценность.

Помимо митрополита Тихона «Тангейзер» никто из глав РПЦ в кощунстве не обвиняет.

Реакция официальных представителей РПЦ тоже неожиданная. Вместо публичного порицания глава синодального Информационного отдела Владимир Легойда выступил с заявлением с просьбой прекратить судебные разбирательства по делу «Тангейзера».

«Церковь как никто другой заинтересована в том, чтобы по статьям, защищающим чувства верующих, не было уголовных дел. Поэтому я призываю авторов новосибирского «Тангейзера» услышать верующих людей и завершить эту конфликтную ситуацию без судебных приговоров. Надеюсь, это еще возможно. Из этого, как очевидно, не следует, что любой верующий или священнослужитель, увидев в публичном пространстве нечто, кажущееся ему богохульством, оскорбляющим его чувства, должен по собственной инициативе бежать в прокуратуру», — цитирует Интерфакс слова Легойды.

Кукловоды и РПЦ

О странности и срежиссированности истории «Тангейзера» говорит адвокат создателей постановки Сергей Бадамшин. По его словам, сторона обвинения вырывает куски постановки из контекста и отказывается от диалога.

«Тот самый постер, к которому привязываются все, он из контекста вырван. Сама по себе эта сцена призвана вызвать отвращение к настоящему. Эта сцена съемок фильма. Некоторые путают этот постер фильма, который снимается на сцене, с постером «Тангейзера» как спектакля. А это постер фильма. Кощунственного фильма, который снимается на сцене. После него режиссер Тангейзер отвергнут обществом. То есть спектакль говорит о том, что так нельзя поступать. «Нельзя в розетку совать язык», — показывает художник и театр. Так нет: они показывают язык, показывают розетку и говорят: «Совать язык в розетку нельзя, поэтому вы оскорбляете наши чувства». Так мы и говорим, что так нельзя делать. Никто ж этого не слушает», — рассказывает адвокат в интервью Medialeaks.

Адвоката также смущает тот факт, что жалоб не поступало до заявления Тихона, хотя митрополит утверждает, что написал жалобу именно в связи с жалобами зрителей. Жалобы начались после, и никто из недовольных не смотрел постановку.

«Знаете, жалобы зрителей появились после заявления Тихона. До этого не было ни одной жалобы. Дальше — жалующиеся, ни один из них, не видели оперу. Есть какие-то выдержки, есть какие-то постеры, есть части видеофайлов, притом это было представлено самим театром по просьбе прокуратуры. Они расходится лицам, которые должны хратить эту информацию, а, оказывается, она распространяется. Уважаемых верующих просто подставили. Никто не видел эту оперу. Никто не читал либретто. Никто не знаком с оригиналом оперы Вагнера. И выдирать из контекста реквизит, то есть даже не сцену, а просто реквизит, — это наиболее кощунственное, что можно сделать по отношению к евангельскому образу Иисуса Христа», — рассказывает Бадамшин.

Адвокат уверен, что у этого дела есть заказчики — люди, заинтересованные в таком ходе событий. Однако, кто стоит за конфликтом «Тангейзера», Бадамшин говорить отказывается.

«Это нужно не государству, это не нужно церкви. Это нужно исключительно тем людям-кукловодам, которые пытаются направить несчастных верующих и чиновников в каких-то своих собственных интересов, которые абсолютно не связаны ни с церковью, ни с защитой прав верующих», — заявляет адвокат.

Режиссер «Тангейзера» также отказался открыто говорить, почему местная метрополия проявляет такую настойчивость.

«Вряд ли я могу это объяснить. Я могу только догадываться и предполагать. Но все мои догадки и предположения в конечном счёте – во-первых, это домыслы. А во-вторых, они всё-таки не очень приятны, что ли. Вот неприятные мысли у меня возникают. Может быть, пусть они лучше останутся при мне», — заявил Кулябин в эфире «Эха Москвы».

По мнению Юрия Самодурова, организатора скандальной выставки «Осторовжно, религия!», приговоренного за разжигаение религиозной вражды, за всем скандалом вокруг «Тангейзера» стоит РПЦ.

«Таким образом РПЦ доказывает свою государство-образующую роль. Это не недоразумение, это сознательная политика РПЦ, которая хочет получить влияние над гражданским обществом», — заявил Самодуров в интервью Medialeaks.

До 2013 года оскорбление религиозных чувств являлось административным правонарушением. В июне 2013 года к закону были приняты поправки, по которым усиливалась мера наказания. Была установлена уголовная ответственность в виде лишения свободы за «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих».

В феврале по этой статье прокуратура завела уголовное дело на гражданина Чечни, который разместил в соцсетях видео, «оскорбляющее чувства верующих». Уголовного дела по этой же статье требует священник из Ижевска, который недоволен, что в одном из местных театров в постановке «Метель» используется «очерненный» образ священнослужителя.

Сюжеты

47 комментариев на «“Тангейзер: странности дела «богохульной» оперы”»

  1. Alex:

    РПЦ — зло. Попов вообще жизнь ничему не учит.

    • Яков Вайсбурд:

      «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего, что было бы
      само по себе нечисто, и только для того нечисто оно, кто считает его
      нечистым» (к Римлянам 14:14).
      Думаю, эти слова апостола Павла можно отнести и к «попам», и к постановке.

      • Вася Букин:

        «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.»

        • Марина:

          А Вы поняли прочитанное? Нечистого нет только в Иисусе Христе — это и есть Благая весть (Евангелие)… Не согласны? Вы — чистейшей прелести чистейший образец? Ради эксперимента, поставьте себе клизму.

  2. Андрей Медведев:

    Церковь одна большая крестьянская секта невежд и причем ханжеская до мозга костей. Что Тихон забыл в оперном театре, где лицедействуют актеры. Руки прочь от искусства, невежды в рясах!!! Протирайте иконки и собирайте копеечки у тех кому вы вбили в головы, что они рабы божьи. Как только государство ведется на бредни попов-толоконных лбов. Поздравляю дирекцию театра и режиссера с победой.

  3. Andrey Stukalov:

    Срамота, говнюки-режиссёры засрали своим дерьмом все театры, скоро даже в Большой не будет желания ходить. Вот оно, европейское гниение, коснувшееся России.

  4. Andrey Stukalov:

    Нормальных постановок почти не осталось. Идёт оболванивание публики. Был на Борисе Годунове в Большом — старая постановка, красота, замечательные декорации. Скоро, того гляди, и до него доберутся поганые извращенцы.

  5. Andrey Stukalov:

    Кстати, Медиаликс, вы на кого работаете, такие статейки пишете?

  6. Марина:

    «Они же дети», ой, нет, то было в Киеве…»Они же творческие личности» — показывают «как нельзя поступать». О, в этом направлении еще какой богатый ресурс: педофилия, скотоложство, некрофилия… главное убедить актеров. А каково потом их детям будет отбиваться от оскорблений в школе от ровесников, которые в Интернете посмакуют голых мамаш своих друзей

  7. Лиза:

    Интересно было бы посмотреть, что сделали бы с театром, если бы вместо Иисуса был Аллах.

    • Vladislav Grigorenko:

      Провоцировать иудеев (да и вообще евреев) — это опасно, заклюют. Провоцировать мусульман — по настоящему страшно : могут убить (причём насмерть). А православных -можно! Пошумят, да и простят — мол, господь тебе судья… Можно достаточно судить о характере человека, видя как он обращается с теми, о ком известно, что он не даст ему сдачи (или даст, но небольно).

      • Тар:

        Из вас так и пышет желание ударить кого-нибудь. А Бог вас учил любить, в том числе и врагов. Вы против Бога и вашей веры? Тогда, какие же вы христиане? Пора уже официально зарегистрировать материалистическое мировоззрение как религиозную организацию. Интересно, что будут делать суды, когда к ним будут поступать иски на извращение материалистических представлений о Создателе Вселенной?

  8. Nat:

    Гнусные духовные уроды! Вам все разрешили! Оголяться на сцене, сношаться, писать, какать… Да вываляйтесь в дерьме, если вам так угодно и угодно вашему зрителю, глумитесь над собой и вам подобными, но не трогайте Бога.
    Как жаль, что нет у нас таких воинствующих мусульман!

    • Тар:

      Не переборщили ли Вы? «сношаться, писать, какать» — откуда Вы это взяли? Когда вы кричите «не трогайте Бога», Вы не Бога защищаете. Он в вашей защите не нуждается. Вы защищаете свой убогий мозг, не способный вместить всю красоту и силу Вселенной, созданной Богом. Прочитайте для начала Евангелие. Всё, что делал Иисус, священники и власть имущие воспринимали как глумление над Богом. Кстати, сношаться, писать, какать придумали не люди — это придумал Бог. Поэтому, относитесь к его изобретениям с уважением.))

      • Анастасия:

        сношаться на сцене, писать, какать в художественном произведении, глумиться на сцене в вольной постановке Кулябина придумал не Бог. И не помешало бы именно вам отнестись к Богу с уважением и не писать о том, о чем, судя по вашему комментарию, вы имеете весьма слабое представление.

        • Елена Абрамова:

          Именно, есть свобода воли, которая использует силу (исходящую от Высшего) в ту или иную сторону. Так творится добро или зло и творит его, именно, человек, а не Бог.

    • георг:

      очень жаль, что нету, но скоро будут. вот они и покажут вам в какого бога нужно верить. правда нужно отметить, что православие постепенно скатывается к мракобесию. очевидно большенству народа это нравится.

  9. NM:

    Полностью согласна с теми , кто протестует против сексизма и святотатства на сцене!!!
    Те 3500 , кто в «были в восторге», явно не удосужились даже содержание оперы узнать, прежде, чем восторгаться оперой Вагнера на либретто Кулябина.
    Т.к. это либретто Кулябина ничего общего с первородным не имеет.
    Кулябин стремился быстро и просто разбогатеть.
    Т.к. скабрезности нынче в моде. А если они ещё в главной роли с Христом, то жди миллионов!
    Сегодня их уже рота, тех режиссёрчиков одного года, которые составили состояния на одном единственном своём «творении».
    Приём — тоже у всех один: бери классику, вверни секс, голые «половые признаки» на сцену, а в наше бессовестное время ещё святых сюда — и всё, ты — миллионэрррррр.
    Те, кто вышел протестовать против этих подельщиков от культуры, правы сто раз.
    И для этого не надо было смотреть оперу.
    Достаточно было увидеть постер — главную декорацию.

  10. Илья Лапинский:

    Господа NM и остальные Вы оперу не видели, в театр не ходили, а уже решили что опера плоха смотря на постер.
    Вы напоминаете, Рабиновича, который решил, что Шаляпин плохо поет. После того, как ему, Шаляпина, напел безголосый Мойше.
    Отделите религию от веры, и уберите метрополита Тихона, он похоже занимается не паствой, а политическими деяниями.
    Негоже метрополиту лезть в политику и тем более пиарится.

    • NM:

      Ой, не шейте мине Рабиновича!
      Я тут ни при чём.
      Не опера, а постановка плоха.
      Т.к. скабрезна.
      Т.к. конъюнктурна.
      Т.к. искажает смысл произведения мирового искусства в угоду Вам.
      А Тихон — он и не «лезет» в политику.
      Потрудитесь хоть узнать, что он сказал.

  11. В.Зайцев:

    Вперед в средневековье!Ура! Попы у театра скоро будут размахивать кадилом.Религия-опора невежества.

  12. Марина:

    Дорогие, любимые! Да неужто, пример Украины ничему не научил?!! Не научил, что мораль лучше распущенности? Что революции, начиная с искусства, ведут к гибели

    • Darkness:

      Пример Украины должен был научить тому, что пропаганда нетерпимости и раскольничества, которую несут в общество подобные Вам «титушки», таки приводит к нетерпимости и расколу общества.

  13. Иван:

    Сплошное мракобесие. «Не читал, но осуждаю». Сколько же у нас мерзоты, готовой осуждать, линчевать, рвать зубами. Опомнитесь, борцы за нравственность.

  14. Сергей Новосибирск:

    Я верующий, 60лет, православный, смотрел оперу «тангейзер». Мне опера понравилась. И я не понимаю, чей заказ выполнил митрополит Тихон. Сейчас Новосибирск гудит из-за этой провокации религиозных деятелей. Не директора Оперного надо снимать, а Тихона. Не нужен нам такой митрополит — провокатор.

    • Марина:

      Какое у Вас, Сергей, интересное православие! Любоваться прелестницами-топлесс, судить и «снимать» митрополитов

      • Тар:

        Разве Вы не понимаете, что мракобесие торжествует? Там где религиозная вера — там и Незнание ( нежелание ничего знать). Большинство верующих никогда не читало ни Евангелие, ни Коран. Людям нравиться быть стадом!!! А кто-то тешит себя мыслью стать им пастырем. Общество скатывается в средневековую бездну. Сейчас Вы боритесь за православие, а завтра будете воевать с иудеями и мусульманами за то, что они оскорбляют ваши представления о Боге.

  15. NN:

    А еще нельзя ставить сказку «О попе и его работнике Балде», «Хождение по мукам», «Божественную комедию», «Фауста»……
    Маразм крепчает

  16. Gretchen:

    Не нравится — не ходите, не смотрите. Требуйте сопливо-положительной пропаганды разумного, доброго, вечного. В конце концов, каждому по способностям. Осмысления.

    • Vladislav Grigorenko:

      «Не нравится — не ходите, не смотрите.» — а как я могу определить, нравится это мне или нет, если не иду и не смотрю? И кто может мне потом запретить высказать собственное мнение?

  17. Олег:

    Судя по Библии, Иисус Христос был человеком. А человеку противоестественно отрицать любовь и её проявления. Поэтому сцена, где сын Божий любуется оголённым телом прелестной богини любви Венеры, нельзя признать богохульством. Надо Мединского уволить, а директора Новосибирского театра восстановить в прежней должности.

  18. Галина:

    Тангейзер умирает с именем Елизаветы на устах. Новая группа паломников рассказывает о чуде: в руках Папы расцвёл сухой посох. Все славят милость Творца. так где же здесь богохульство? Интересное мнение высказал журналист Шевченко на Эхе (а он никогда ничего не скажет без подсказки сверху). Цитата: Скорсезе … шел по НТВ, который тогда отжимали у Гусинского. Поэтому против
    Скорсезе и направили против НТВ всю волну. Точно также сегодня с Новосибирском.
    Надо разбираться. Может быть это борьба за театр, в который включили владыку
    новосибирского за то, кто будет главным режиссером. Или за право
    реконструировать его здание. Как это было с Большим театром. Вроде как борьба
    велась вокруг Григоровича, а на самом деле за подряд, кто будет
    реконструировать. Сумма или не сумма. Может быть это какие-то другие, может это
    подсиживание мэра коммуниста Локтя. Который в Новосибирске мэр. Но это точно не
    имеет отношения к дискуссии между православием и театральной богемой. Абсолютно
    никакого. Это просто вне контекста.

    • Galina Lotareva:

      реконструкция новосибирского театра оперы и балета закончилась в 2005 году.

  19. Наташа:

    Настя Голубева полная ……

  20. Тар:

    Говорите на сцене оскорбляют Ваши религиозные чувства? А может, давайте сразу и школы закроем? Там же сплошное богохульство! Вселенная, оказывается создана не за 7 дней, а за миллиарды лет. Никакого дядьки на небе нет. Оказывается, библия списана с книг древних вавилонян. А история про Иисуса — не более, чем легенда, собственно, такая же как и про Моисея. Действительно, зачем нам такие «ЗНАНИЯ»? В топку их!!! А тех, кто задаёт лишние вопросы — на костёр!!! Но кажется, что это уже где-то было. ..Средневековая Европа уже ставила такие эксперименты. Результаты были неутешительными: страшное на лицо население Европейских государств, полное уничтожение предыдущих культурных достижений (сжигали книги и памятники предыдущих культур), не знали даже как устроены органы собственного организма… Вы этого хотите?

    • Гаврил:

      Считаю что надо голых баб показывать в порнкшках и ставить
      На афишах и ставить знак зайчика как в плейбой журналах
      Или писать порно
      Театр назвать порно театром
      Я бы пошел
      А детей гкольников на порнкшку не повел бы

    • георг:

      А Россия и есть средневековье. Очень маленький процент культуры, а большинство населения пьянь и безкультурное быдло зараженное псевдопатриотизмом.

    • Алекс Попов:

      Да всех скоро в костер бросят. Страшно с людьми разговаривать.

  21. NM:

    Не могу не сообщить тем, кто, защищая эту поделку, кажется себе продвинутым и современным.
    Смотрела в Германии «Гамлета» в постановке некого бразильянского «гения» и «Фауст» — не знаю, какого режиссёра.
    И там, и там — обнажались на сцене мужские половые органы, с коими их обладатель и ведёт философскую полемику о «быть-не быть» и о вечной молодости.
    А бразилец решил, что, чего уж там, Гертруда ведь больше б……., чем мать,
    да взял и показал на сцене, как это у них с Клавдием, да так это с воплями и «выниманием»……….
    Зал охнул, а потом многие ( те. что на лицо «страшные», т.е. не матрёшкинского пошиба…….) встали и вышли.
    Так что новосибирская поделка — это голая, дешёвая конъюнктура, ничего больше.
    В Германии на площадь не вышли, т.к. привыкшие ко всему, хоть и не принимающие всё на свете.
    Ещё пара таких «Исусов среди жирных ног» — и россияне тоже ПРИВЫКНУТ.
    И это будет уже полная победа плотской любви над чувствами, о чём, собственно, и написана опера «Тангейзер».
    ———————————————————-

    • Алексей Новиков:

      Вы крестик носите? А снимаете, когда вступаете в половую связь?

  22. NM:

    А истинная русская культура — она вся о чувствах!
    Плотская любовь сама по себе презираема в русской культуре.
    Отсюда и мат, никогда не задумывались?

  23. Владимир:

    Давайте и Пушкина запретим( Сказка о попе и его работнике Балде.)

  24. Петр:

    Почему искусством должны руководить попы. Почитайте в сравнении Новый и Ветхий завет, Вы придете в ужас. Наиболее часто применяемые слова в Ветхом завете — войны, которые организовывает бог приходя в неистовство по пустякам, а в Новом завете Христос обещает воскресить всех, кто не сним и на вечные муки поместить в геенну огненную. Попробуйте найти связь Нового завета со Старым. Христиане нашли, хотя создатели Бога, Иудеи эту связь находят. Вранье шито белыми нитками, что легко видно даже при легком чтении. А апологи Христианства врут без зазрения совести.
    Это, конечно, духовность. Изучайте Божественное истинное слово по Библии.

  25. IRINA:

    ………………..упадок морали никак не может быть ни культурой ни искусством…….могу лишь сказать одно………..—ПОЧЕМУ для главной роли взят именно Христос?………………..Почему не взяли к примеру пророка Мухамеда?………………….тогда бы и обсуждений не было и разбирательств…………просто взорвали бы этот театр и вырезали всех кто причастен к этому…………..стыдно то,что вообще ЭТО можно обсуждать……..Люди,страны ,государства,утратившие понимание что такое ХОРОШО а что ПЛОХО не имеют (к великому сожалению) право на будущее………….увы………..

    • Игорь:

      ты ебнутая) постановка по Вагнеру))) какой нахуй Мухамед))…и уж не тебе решать и знать что имеет право на будущее а что нет.

  26. Ольга:

    В России раньше цену знали
    И человекам и вещам
    Золотарями называли
    Служителей отхожих ям
    И, так сказать «добро» людское
    Текло подальше от людей
    Не прорывалось к нам рекою
    Не заполняло площадей
    А ныне время не простое
    Чему угодно путь открыт
    И все такое золотое
    С подмостков и страниц смердит
    Коли поверхностно послушать
    Все о душе, хоть невпопад
    Но, к сожалению о душах
    И душегубы говорят
    О, золотарь, пером иль кистью
    Почто обожествляешь срам
    И из своих отхожих истин
    Пытаешься построить храм?!
    Иером.Роман

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика

Сообщить об опечатке

Отправь текст нашим редакторам, и мы поправим в ближайшее время!