Японский учёный получил Нобелевскую премию за «клеточное самоубийство»

Даниил Александров Даниил Александров

Ёсинори Осуми изучил и описал явление аутофагии, при котором клетка организма по какой-то причине начинает растворять сама себя. Возможно, в будущем понимание этого механизма поможет бороться с раком и аутоимунными заболеваниями.

Нобелевский комитет присудил ежегодную премию по физиологии и медицине молекулярному биологу Ёсинори Осуми за открытие и описание явления аутофагии, при котором клетка начинает разрушать белки, из которых сама же и состоит, и в результате гибнет. Пресс-релиз об этом опубликован на странице Нобелевской премии.

Вопреки прогнозам экспертов, которые были уверены, что в 2016 году премия уйдёт кому-то из тех, кто сделал важные практические шаги в борьбе с раком, премию присудили за фундаментальные исследования, которые пока что не успели применить в медицине.

Суть аутофагии в том, что при определённых обстоятельствах клетка живого организма «совершает самоубийство»: начинает выделять ферменты, которые разрушают её внутренние структуры. Остатки растворившейся клетки выводятся из организма её соседями — другими клетками.

nobel 2

Ёсинори Осуми, профессор Токийского технологического института

В 2015 году премия по физиологии досталась Уильяму Кемпбеллу, Сатоси Омуре и Юю Ту за прорыв в лечении паразитических инфекций. Эксперты агентства Thomson Reuters, которое каждый год публикует прогноз по вероятным лауреатам, считали, что таким образом Нобелевский комитет вернулся к духу завещания самого Альфреда Нобеля, который желал, чтобы премии доставались тем, кто улучшает благосостояние и условия жизни людей во всём мире. Исходя из этого, в 2016 предсказывали победу совершенно других претендентов на премию.

Впрочем, в будущем открытия Ёсинори Осуми могут послужить борьбе с раком и аутоимунными заболеваниями. Если биологи научатся управлять запуском механизма «клеточного самоубийства», возможно, получится заставить раковые клетки самоуничтожиться, не прибегая к опасной химиотерапии или облучению.